“Почему Мессия медлит? Когда Он придёт?“
Это вопросы, которые постоянно будоражили сознание молодого рабби (рабби Леопольда Коэна). Согласно талмудическим подсчётам, Мессия уже давно должен был прийти; тем не менее, было рассеяние, самый горький факт еврейской истории, который нужно учитывать. Может ли быть так, что приход Мессии прошел и обетование не было исполнено? Крайне озадаченный, ребе решил начать изучать оригинальные предсказания пророков, но сама мысль об этом наполняла его страхом, потому что, согласно учению раввинов, “Прокляты кости того, кто вычисляет время конца.” И вот так, с дрожащими руками, ожидая каждую минуту удара грома с неба, но с непреодолимым рвением, он открыл книгу Даниила и начал читать.
Сегодня многие могут спросить, откуда столько беспокойства вокруг Мессии? В конце концов, мы как-то приспособились жить без него уже долгое время. Действительно ли нам нужен Мессия? Возможно, это ожидание похоже на детскую веру в героя, от которого большинство нашего народа уже отказалось. Для многих Мессия кажется не более, чем древней еврейской версией Санты или Супермена. Но не будем забывать глубокие чувства, которые переживал этот “крайне озадаченный” молодой ребе. Этот леденящий страх просто выражался в одном предложении: “Может ли быть так, что приход Мессии прошел и обетование не было исполнено?”
Что ещё могло бы заставить молодого человека отбросить свои прежние страхи проклятия, которое раввины наложили на любого, кто только осмелится подсчитать время этих событий? Наверное, ещё больше страха незнания – страх узнать, что Бог мог дать обетование и нарушить его. Ведь если Священные Писания действительно предсказали, что Помазанник должен прийти в конкретное время, и Он не пришёл, какой ещё вывод можно сделать? Мессия, который никогда не придет, — это, возможно, и не такая большая проблема. Но Бог, Который излагает Свои обетования в таких мелких деталях и потом в тех же самых деталях оказывается нарушителем обетований, — это пугающе, если не трагично, вне зависимости от того, религиозный ли человек или нет.
Бог, описанный в Еврейской Библии, — по определению всезнающий, всемогущий, просто благой и заслуживающий доверия. Но что, если Бог не обладает этими качествами? Что, если Бог реален, но является лжецом и мошенником? Этот должно заставить смелого человека исследовать такую шокирующую возможность. И это именно то, что рабби Леопольд Коэн захотел сделать более ста лет назад.
Коэн был не единственным, кто осознал последствия пророчества, изложенного в девятой главе книги Даниила. Другой молодой еврей, Рахмиэль Фридланд, пытался понять значение этого отрывка и смысл временного расписания в нём. Фридланд, хорошо подкованный в Талмуде и Мишне, также признал, что потребуется определённое мужество для такого исследования:
Евреи редко изучают книгу Даниила, потому что многие последователи раввинистического иудаизма запутались, пытаясь интерпретировать загадочные “времена” Даниила. Некоторые настолько заблудились, что пришли к вере в лжемессий, и потому сторонники талмудических толкований неодобряюще смотрели на учеников, которые изучали книгу Даниила с целью вычислить время прихода Мессии. Однако, религиозные евреи знали, что эта книга открывает больше о Мессии, чем любая другая.
Фридланд, как и Коэн, преодолел свои страхи и неуверенность и исследовал толкование этого таинственного отрывка. Что же обнаружили эти два человека?
Первый факт: появление Мессии было фиксировано во времени.
Второй факт: это фиксированное время приходилось на тот период, когда стоял Второй Храм.
Третий факт: Мессия должен прийти из определённого рода, который можно проверить только по храмовым записям.
И наконец четвёртый поразительный факт состоит в том, что Мессия должен умереть насильственной смертью. В совокупности эти детали представляют собой наиболее сильные доказательства того, что Мессия на самом деле уже пришёл.
Первый факт: появление Мессии было фиксировано во времени
Слышали когда-нибудь родительский рефрен: “Вы получите ответ, когда придёт Мессия”? И на вопрос “Папа, когда придёт Мессия?” — ответ “Кто знает?”?
Но мы можем знать ответ, причем подробный. Он находится в книге Даниила. Этот пророк, который жил во времена нашего изгнания в Вавилон, получил видение, что Мессия придёт через 483 года после приказа о восстановлении Иерусалима и отстройке Храма:
“Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена.” (Даниил 9:25)
“Часы” этих 69 “недель” (семилетий) начали тикать, когда Артаксеркс издал указ Неемии о восстановлении Храма и святого города Иерусалима (см. Неемия 2:1-8). Хотя были и другие указы, именно этот включал в себя и Храм, и Иерусалим. История говорит, что это событие имело место в месяце нисан (март/апрель) 444 года до н.э. (смотрите диаграмму ниже). Это означает, что Мессия должен появиться к 33 году н.э. История не знает никого другого, кроме Иешуа (Иисуса), из этого периода времени, кто бы утверждал, что он — Мессия.
Взято из диаграммы, приготовленной д-ром Гарольдом Хёхнером для книги “Надежда” Давида Брикнера, 1999 г.
Второй факт: это фиксированное время приходилось на тот период, когда стоял Второй Храм
Даниил предсказал, что после появления Мессии “город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет” (стих 26). Мы знаем, что случилось, когда римские легионы Тита пришли в Иерусалим в 70 году н.э., уничтожив и город, и Храм. Талмуд учит, что в то время люди верили, что Мессия уже пришёл. Но Его появление было сокрыто от евреев, пока они не станут более достойными Его появления.
Другие стихи подтверждают понимание о том, что Мессия придёт, когда Храм будет ещё стоять. Например, раввины признали, что Псалом 117 будет спет Мессии, когда Он придёт.
“О, Господи, спаси же (Хошиа-на! — осанна в синод. переводе Матфея 21:9 — прим. переводчика)! О, Господи, споспешествуй же! Благословен грядущий во имя Господне! Благословляем вас из дома Господня.” (Псалтырь 117:25,26)
Единственная возможность, когда они могли благословлять Мессию из дома Господня, была в то время, когда Храм ещё стоял!
Аггей, который был в Иерусалиме, когда строился Второй Храм, произнёс мессианское пророчество о том, что “слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего” (Аггей 2:9). И это же подтверждал Малахия: “…И внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф.” (Малахия 3:1) Еврейский учитель двенадцатого века, рабби Давид Кимхи, комментируя этот стих из книги пророка Малахии, сказал: “Господь, ангел завета — это Мессия.”
Согласно Даниилу, Храм не только будет стоять во время прихода Мессии, но и будет вскоре после этого разрушен. Тот Храм, Второй Храм, который был построен Ездрой и украшен Иродом, был тем местом, где Иешуа преподал большую часть Своего учения и произнёс удивительные утверждения о Себе Самом. В Новом Завете записаны жесткие слова Иисуса, обращенные к тем, которые говорили о том, как прекрасен Храм после его усовершенствования под руководством Ирода: “Придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено.” (Луки 21:6) Указывал ли Иисус на исполнение пророчества Даниила? Менее, чем через 40 лет состоится настолько полное уничтожение Храма, что и по сей день определить точное местоположение святилища невозможно.
Факт третий: родословная Мессии могла быть установлена только, когда стоял Храм
У прихода Мессии было ещё одно временное ограничение: оно связано с происхождением из колена Иуды. Бытие 49:10, широко известное мессианское пророчество, говорит о том, что Иуда должен сохранить свою идентичность до того момента, когда придет Шило (одно из имён Мессии).
“Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов.” (Бытие 49:10)
Согласно книге Ездры (1:5-8), положение Иуды сохранялось все 70 лет вавилонского пленения. И оно осталась таким же по возвращении в землю Израиля, пока римляне не сделали Иудейское царство Римской провинцией.6 В то время Синедрион был лишён своей власти, и, согласно Иосифу Флавию, они (члены Синедриона) “посыпали свои головы пеплом и одевались в рубища, возглашая ‘Горе нам, ибо скипетр отошёл от Иуды и Мессия не пришёл.’” И хотя ещё существовало правительство провинции, примерно 50 лет спустя (в 70 н.э.) ему тоже пришёл конец.
Мессия должен был происходить не просто из колена Иуды, но именно из дома Давида: “Я поставил завет с избранным Моим, клялся Давиду, рабу Моему: навек утвержу семя твое, в род и род устрою престол твой.” (Пс. 88:3,4) Это мессианское пророчество ясно говорит о потомке Давида. Доказательство такой родословной было украдено во время разрушения Храма. И хотя у нас нет Храмовых записей, у нас есть записанная родословная Иешуа Лукой и Матфеем. Они оба говорят о том, что Он был из дома Давида. Мы не знаем никого другого, кто бы жил в то время и утверждал, что Он — Мессия, происходил из колена Иуды и дома Давида, кроме Иешуа.
Четвёртый факт: Мессия должен быть “предан смерти”
Пророчество Даниила (стих 26) говорит о том, что после семи седмин и шестидесяти двух седмин Мессия должен быть “предан смерти”, но не за себя. Выражение “быть преданным смерти” значит быть убитым или умереть насильственной смертью. Некоторые мудрецы Талмуда понимают это: “В книге Даниила нам говорится о конце [времени Его появления и смерти — Раши] Мессии.”
Мысль о том, что Мессия должен умереть, не нова для иудаизма. Исаия писал о том, кто будет страдать и умрёт за грехи народа: “…Ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь.” (Исаия 53:8). Псалом 22 подробно описывает смерть через распятие, метод казни, не известный псалмопевцу, написавшему это за тысячу лет до распятия Иешуа.
Могло ли произойти в точности так, как предсказал Даниил? Отсчет 483 лет после указа Артаксеркса даёт 33 год н.э.. Храм был разрушен в 70 году н.э.. То есть остаётся 37 лет, в которые Мессия из колена Иудина и дома Давидова мог прийти. Мало того, Он должен был ещё и умереть в это время.
Постскриптум о раввине
Изучив эти Писания, рабби Коэн был достаточно смел, чтобы открыть экземпляр Нового Завета на иврите. Он начал с самого начала, с Евангелия от Матфея, и начал читать генеалогию Иисуса: “Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.” (Матфея 1:1) Он читал около 13 часов, а потом записал свои размышления:
“Я наконец смог увидеть, что имя Мессии было Иешуа, что Он родился в Вифлееме иудейском, что он жил в Иерусалиме и общался с мои народом, и что он пришёл именно во время, предсказанное в пророчестве Даниила.”
Конфликт Коэна на том не закончился. Как и для большинства евреев, идея веры в того же Мессию, которому поклоняются язычники, тревожила его. Но он вернулся в Еврейские Писания, читая 53 главу Исаии о Мессии, который должен умереть за свой народ. Потом, начав молиться, он случайно уронил Библию, которую держал, и она раскрылась на третьей главе Малахии, которая начинается с пророчества об ангеле завета, который придёт в Храм. Стих заканчивался словами: “Вот, Он пришёл, говорит Господь Саваоф.”
Ребе не мог больше отрицать, что Иешуа (Иисус) был Тем, Кому надлежало прийти. Он удовлетворял всем критериям в пророчестве Даниила. Он отвечал всем критериям в 53 главе книге Исаии, и из Малахии. Поиски Коэна были закончены.
Заключительные вопросы
Бог обещал еврейскому народу Мессию. И Он дал нам точный метод вычисления времени прихода Мессии. Почему же так много людей не хотят узнать, к чему приводят эти вычисления? Неужели нам более комфортно с неопределённостью? Подумайте об этом. Если Даниил прав и Мессия пришёл до разрушения Второго Храма, это значит, что наши раввины были неправы в течение 2000 лет. Если Даниил прав и Мессия пришёл до 70 года н.э., это означает, что мы должны принять то, что Мессия уже пришёл. И если Он уже пришёл, тогда мы должны должны вести себя с Ним как с Тем, Кто уже пришёл. Это оставляет нам довольно мало “места для манёвра” – непростое осознание для большинства из нас.
Возможно, поэтому некоторые выбирают агностицизм. Возможно, поэтому некоторые не хотят знать, что Бог существует, потому что такое знание обязательно отразится на их жизни. Может, поэтому многие люди довольствуются тем, что позволяют знанию о Боге оставаться неопределённым чувством, до тех пор, пока они не осознают нужду в Нём?
Однако наши неопределённые чувства относительно Бога не означают, что Бог — это неопределённое существо. Что, если Он действительно общался с нами очень особым способом? Леопольд Коэн и Рахмиэль Фридланд верили, что Бог действительно проговорил к нам особенным образом. Они рискнули следовать библейской нити в своих логических выводах. И как только они это сделали, они не смогли повернуть назад. Достаточно ли сегодня отважных, чтобы рассматривать такие варианты?