Пробуждение на Ближнем Востоке

В самых темных уголках Ближнего Востока наблюдается начало пробуждения, ранее невиданного за всю историю международного миссионерского служения. Я уже писал об этом, но мне хочется продвинуться в этой удивительной истории ещё дальше. Я надеюсь, что вы последуете за мной в этом исследовании невероятных событий экспансии христианства на Ближнем Востоке.

Достоверные источники сообщают, что за последние двадцать лет последователями Иисуса стало больше мусульман, чем за всю предыдущую историю ислама (1500 лет). На основании отчетов нескольких исследователей миссионерской деятельности было сделано предположение, что «за последнее десятилетие последователями Христа стало больше мусульман, чем за 15-вековую историю ислама». Несмотря на огромные трудности и беспорядки, христианство, без сомнений, распространяется в христианском мире. Бог задумал что-то удивительное в регионе, который многим казался просто недостижимым.

Розенберг о пробуждении на Ближнем Востоке

Джоэл Розенберг, евангельский верующий и исследователь, писатель и резидент Израиля задокументировал недавний подъем христианства на Ближнем Востоке. С помощью разведки «из первых рук» и нескольких отчетов арабских националистов Розенберг показывает, что христианство очень быстро и резко распространяется в исламском мире.

Надо сказать, что нижеприведенная статистика претерпела некоторые изменения в связи с деятельностью ИГИЛа и других жестоких выступлений против христиан. Последователи Иисуса подвергаются серьезным гонениям и убийствам в этом регионе. Тем не менее, наблюдения Джоэла Розенберга приоткрывают окно в мир удивительных событий.

Конечно, можно спорить относительно некоторых деталей, но во многих странах средиземноморского бассейна можно наблюдать экстраординарное вторжение христианства. И хотя невозможно подтвердить количество обращенных, даже в своей приблизительности и неточности эти данные позволяют сделать быстрый снимок того, что сейчас происходит на Ближнем Востоке.

Судан

Серия отчетов позволяет предположить, что в этой жестокой и растерзанной войной стране увеличивается количество последователей Христа. Здесь, в долине Нила, среди других североафриканских твердынь ислама замечено, что:

«Примерно миллион суданцев обратились к Христу с 2000 года. Не вопреки гонениям, войне и геноциду, но благодаря им… примерное количество верующих в стране превышает 5.5 миллионов человек».

Многие уверены, что ужасная жестокость и насилие, которые переживает эта страна, становятся катализатором для роста и распространения христианства. Вместо того, чтобы подавлять церковь, война, фактически, способствует её росту.

Пакистан

Обычно Пакистан даже не рассматривается в качестве страны, переживающей Божье действие, но, похоже, и в пределах спорных границ этой страны начинают видеть загоревшуюся искру. Ближневосточная экспансия христианства особенно очевидна именно в этом совершенно неожиданном месте. Розенберг пишет:

«Старшие христианские лидеры в Пакистане сообщают мне, что в их стране происходит «взрыв обращений» в христианство. Сейчас в Пакистане насчитывается примерно 2.5-3 миллиона рожденных заново верующих, поклоняющихся Иисусу Христу. Целые деревни и города, находящиеся на границе с Афганистаном… обращаются в христианство».

И эта исламская страна не является исключением, во многих странах этого региона происходит нечто подобное.

Египет

Надёжные источники сообщают, что большое пробуждение поднимается также в земле Египта. Розенберг заявляет, что «христианские лидеры в Египте оценивают количество последователей Христа в своей стране в 2.5 миллиона человек. Многие из них — бывшие мусульмане».

Безусловно, жестокие гонения и беспорядки, связанные с «Арабской весной», повлияли на жизни христиан на территории всей страны, но верные остаются сильными. Их мученичество как бы приглашает внешних наблюдателей проверить заявления тех, кто готов умереть за Иисуса. Многие уверены, что в Египте происходят удивительные события.

Иран

Удивительно, но вечно со всеми спорящий Иран тоже начинает переживать всполохи пробуждения. Жестокость исламского фундаментализма не смогла помешать распространению Благой вести среди этой свирепой персидской нации. Размышляя об этих событиях, Розенберг пишет:

«Во времена исламской революции 1979 года было известно только 500 случаев обращения мусульман к Иисусу внутри страны. К 2000 году, по данным исследования демографических тенденций среди христиан, на территории Ирана насчитывалось примерно 220 000 христиан, по разным данных среди них было от 4 до 20 тысяч бывших мусульман. Христианские лидеры Ирана, у которых я брал интервью, сообщили, что количество последователей Христа внутри страны резко возросло за период между 2000 и 2008 годом».

Да, вы прочитали правильно, за двадцать один год количество христиан в Иране увеличилось с 500 до 220 000. Вопреки тому, что думают многие американцы, христианство тихо и незаметно продвигается в таких местах на планете, где этого можно было ожидать меньше всего.

Саудовская Аравия

Отчеты продолжают поступать. Очень похожие события происходят в Саудовской Аравии — без сомнений, эпицентре мирового ислама. Крайне сложно предположить рост христианства в Мекке, однако, это происходит. Подводя итог своим исследованиям и наблюдениям, Розенберг пишет:

«Арабские христианские лидеры считают, что в 2005 году в Саудовской Аравии насчитывалось около 100 000 верующих, бывших мусульман. И они считают, что на сегодняшний день их больше».

Саудовская Аравия стимулируется Божьим Духом. И похоже, что в этой стране можно ожидать существенного роста верующих в ближайшие десятилетия.

Ирак

Христианство так же тихо продвигается по территории неспокойного Ирака. Снова нужно отметить, что эти цифры были собраны до взрыва насилия со стороны ИГИЛа и событий Арабской весны. С момента появления этих цифр множество христиан было замучено. Однако, сам факт того, что мусульмане почувствовали необходимость подавить продвижение христианства, свидетельствует о том, что влияние христианства возрастало.

«По словам старших христианских лидеров Ирака, до 2003 года во всей стране было не более 600 рожденных заново последователей Иисуса Христа, вопреки предполагаемым 750 000 номинальных христиан в исторических церквях Ирака. К концу 2008 года, по оценкам христианских лидеров, в стране насчитывалось более 70 000 рожденных свыше иракских верующих».

Многие знают, что в последнее время распространение христианства в Ираке было крайне затруднительно. Но не позволяйте себе быть обманутыми, это мученичество и жестокость, в конце концов, откроет дорогу к Христу многим верующим в земле, ранее известной как Вавилон.

Алжир

В последнее время сотрясается весь исламский мир. Мы уже упомянули некоторые удивительные события, происходящие в арабских странах. Именно в этих местах проявляются явные признаки пробуждения. В меньшем масштабе, но тем не менее довольно заметно подобные волнения начинают подниматься во внутренних границах и других исламских государств. Например, в Алжире. Розенберг отмечает относительно недавнего подъема в Алжире:

«Более 80 000 мусульман стали последователями Христа за последние годы. … Подъем христианства сталь столь явным и тревожным для духовных лидеров ислама, что в марте 2006 года официальные власти Алжира издали закон, запрещающий мусульманам становиться христианами и даже интересоваться христианством, а также запрещающий христианам собираться вместе без специального разрешения правительства».

Алжир начинает пробуждаться к Благой вести, как и многие другие страны в Северной Африке.

Иордания

Еще одна местность на Ближнем Востоке, где христианство начинает укореняться, расположена на восточном берегу Иордана. Исламская Иордания тоже переживает благодать и чудеса Иисуса. Размышляя над происходящими в этой стране событиями, Розенберг пишет:

«Бог пробуждает иорданскую церковь на протяжении последних сорока лет, но особенно явно в последние годы. Довольно сдержанные оценки говорят, что сейчас в стране насчитывается 5-10 тысяч верующих. Глава же самого большого служения в Иордании считает, что в стране может быть почти 50 000 верующих».

Иордания тоже переживает спасение Иисуса Христа.

Другие исламские страны

Почти в каждой исламской стране наблюдается заметный подъем христианства за последние 20 лет. И хотя не везде цифры одинаково высокие, все переживают это влияние на том или ином уровне. Вот ещё несколько данных из отчетов.

Заявляется, что в Марокко «от 20 до 40 тысяч мусульман стали последователями Христа». Розенберг предполагает, что «в Афганистане сейчас от 20 до 30 тысяч верующих». В Казахстане «более 15 000 христиан казахов и более 100 000 христиан других национальностей». В Ливане сегодня «около 10 000 рожденных заново последователей Иисуса Христа». Отчеты сообщают, что 50 лет назад в Сирии не было мусульман, обращенных в христианство, но «сегодня в стране живет 4-5 тысяч верующих».

Цифры Розенберга позволяют предположить, что на данный момент в исламских странах живут 13 миллионов христиан, причем большинство из них — бывшие мусульмане.

Другие наблюдатели

Джоэл Розенберг — не единственный наблюдатель за изменениями в исламском мире. Есть и другие свидетельства заметных трансформаций. Например, журналист CBN Джордж Томас пишет:

«Христианское пробуждение достигает северных границ Африки. В местности, когда-то враждебно настроенной к Благой вести, десятки тысяч мусульман начинают следовать за Иисусом. И на фоне заходящего в Средиземное море солнца мусульмане в Северной Африке обращаются в веру в Иисуса Христа в огромных количествах. … Эксперты говорят об очень сильном движении Бога в преимущественно исламских странах: Мавритании, Западной Сахаре, Марокко, Алжире, Ливии и Тунисе».

Тино Кахоуш, исследователь и режиссер, специально посещал многие страны в этом регионе, чтобы задокументировать происходящее там христианское пробуждение. Размышляя над увиденным, он отмечает:

«То, что Бог делает сейчас в Северной Африке, от Мавритании до Ливии, не имеет аналогов в истории миссионерского движения. Мне выпала привилегия записывать свидетельства людей и слышать истории мужчин и женщин разных возрастов из первых рук».

Джэйсон Каспер, журналист в издательстве «Christianity Today», также пишет об удивительном подъеме, происходящем на Аравийском полуострове:

«Исследовательский центр «Pew» насчитывает на сегодняшний день 2.3 миллиона христиан на Аравийском полуострове. Христианский союз стран Персидского залива, объединяющий многие группы, насчитывает 3.5 миллиона верующих, из них 13% приходится на христиан ОАЭ. Среди прочих стран Персидского залива на долю Бахрейна, Кувейта и Катара приходится по 14%, а на долю Омана — 6% верующих христиан. Даже в Саудовской Аравии, родине основных святынь ислама (Мекка и Медина) насчитывается до 4% христиан».

Одним из лучших примеров распространения христианства в мусульманских странах является служение Хайди и Роланда Бейкеров. Вместе с лидерами новых церквей и подготовленными в их служении «Айрис» миссионерами, Бейкеры оказали экстраординарное влияние на довольно жестокий народ Мозамбика. Провинция, в которой они сейчас служат, до их появления была полностью исламской, но спустя 10 лет положение вещей изменилось кардинальным образом. Келли Хэд из «Христос для народов» пишет:

«Бейкеры сейчас постоянно проживают в Пемба, Мозамбике, в регионе, который когда-то называли «кладбищем миссионеров». Но совсем недавно правительство этой провинции публично заявило, что эта провинция больше не является исламской, но что теперь это христианская провинция».

Столь резкие изменения в ранее исключительно мусульманской Африке признаются даже духовными лицами ислама. В декабре 2001 года шейх Ахмад аль Катаани, президент компании «Маяк изучения закона ислама» в Ливии, заявил в интервью по местному спутниковому телевидению в прямом эфире:

«Как вы заметили ранее, ислам уже давно является основной религией в Африке. 30 африканских языков свою письменность основывают на арабском шрифте. Количество мусульман в Африке снизилось до 316 миллионов, половина которых — арабы в Северной Африке. Таким образом, в регионе, о котором мы с вами говорим, в неарабской его части, количество мусульман не превышает 150 миллионов человек. Если мы помним о том, что в Африке проживает около миллиарда жителей, то мы увидим, что количество мусульман уменьшилось очень существенно по сравнению с началом прошлого столетия. … Что же касается того, как это произошло — в Африке сейчас насчитывается 1.5 миллиона церквей, чьи приходы в совокупности составляют 46 миллионов человек. Каждый час 667 мусульман обращаются в христианство. Каждый день 16 000 мусульман обращаются в христианство. Каждый год 6 миллионов мусульман становятся христианами. Это очень большие цифры».

Из этого и подобных отчетов совершенно очевидно, что христианство наступает. И все же возникает вопрос: «Почему?» Любопытно, но ответ на этот вопрос может иметь отношение к некоторым вещам, которые на Западе даже не берут в расчет.

Почему христианство поднимается на Ближнем Востоке?

В странах Средиземноморского бассейна очень серьезно относятся к снам. Сны воспринимают так же, как их воспринимали в ранний библейский период. Ислам ставит очень большой акцент на ночных видениях. С тех пор как Мухаммед, уединившись в пещере в 610 году, начал переживать то, что он считал откровениями, мусульмане очень ценят впечатления, которые они могут получать во сне. Тимоти Морган замечает, что сны являются «частью реальности в их мире. Мухаммед так воспринимал свои сны, и он дал пример мусульманам думать, что Бог может говорить к человеку через сны. Так что они прислушиваются к снам, и они говорят о своих ночных видениях».

Том Дойль, евангелист, пастор и партнер в миссионерском христианском служении на Ближнем Востоке и в Центральной Азии писал следующее:

«За пределами Священного Писания египетская истории изобилует информацией о видениях и снах, многие из которых становились определяющими факторами в принятии тех или иных решений относительно всего народа. Например, одна археологическая находка недалеко от пирамид показывает, что древнеегипетский писец по имени Кенхиркопешеф вел постоянные записи на папирусах под названием «Книга снов». Этот документ является сводом 108 снов и тех эмоций и действий, которые сопровождали эти сны».

Интересно, что за последние двадцать лет было огромное количество свидетельств о том, что мусульмане видели сны об Иисусе, в результате чего приходили к вере в Него. Урл Скараманга, автор статей в консервативном евангельском журнале, признает, что «истории мусульман, приходящих к вере в Христа в результате видений или снов, не являются редкими».

От этого легко отмахнуться, но мне думается, что христиане должны оставаться открытыми к различным путям, которыми действует Бог. Нам это может казаться необъяснимым, но, похоже, сны являются одним из основных способов, с помощью которого жители Ближнего Востока открываются встрече с Богом. Размышляя над важностью этих ночных видений, Набиль Куреши пишет:

«Я думаю, что основная причина, по которой сны являются важным компонентом жизни мусульман, принимающих Христа, заключается в том, что большинство мусульман верят в то, что Бог открывает Себя и Свою волю через сны. Фактически возникает впечатление, что они убеждены, что сны являются единственным способом для Божьего откровения. Они верят, что Бог их направит через сны, потому Бог использует их веру для осуществления Своих целей».

Учитывая все возникающие вопросы и сомнения относительно такого подхода, остается интерес к тому, насколько активно сны участвуют в продвижении благовестия среди мусульман. Джордж Хуссней подготовил опросник и за три года опросил 100 бывших мусульман о том, как они пришли к вере в Христа. На вопрос: «Что явилось основным фактором, привлекшим вас ко Христу?» 25% опрошенных признали, что именно сны и\или видения были основным катализатором, приведшим их к спасению. Более того, 60% опрошенных признавали, что у них был важный сон или видение, или и то и другое, накануне их обращения.

Реальность этих трансформирующих снов признается очень широко, хотя они выглядят не очень понятно и слегка тревожно для представителей консервативных течений в евангельском сообществе. Размышляя о своем собственном опыте, Том Дойль говорит:

«Я не являюсь скептиком по природе. Я, скорее, известен как человек доверчивый. Но когда я стал слышать о мусульманах, которые видели Иисуса в своих снах и видениях, я испытывал очень большие сомнения и был Фомой неверующим. Возможно потому, что я видел довольно много христианских телевизионных программ… Около десяти лет назад все мы, несущие Благую весть мусульманам, стали слышать о совершенно новых событиях в мире ислама. Бог стал открывать закрытые сердца мусульман, давая им потрясающие сны и видения. Сначала такие истории были редкостью, но сегодня подобные удивительные свидетельства о том, как Бог открывается мусульманам, стали привычными. Примерно один из трех бывших мусульман приходят к вере в Христа через сон или видение. Некоторые более консервативные исследования говорят, что 25% мусульман становятся учениками Иисуса в результате снов или видений. В любом случае, процент существенный».

И хотя в западном мире сны и видения часто понимаются и толкуются неправильно, и крайне редко принимаются в качестве надежного основания, в арабском мире сны играют существенную роль в наблюдаемых изменениях.

Свидетельства бывших мусульман

Многие ближневосточные христиане публично признают, что сны явились активным фактором, способствующим принятию ими спасительного знания об Иисусе. Например, Набиль Куреши в прошлом был преданным мусульманином. Он уверовал в Иисуса частично благодаря видению. Вспоминая о своем обращении он пишет:

«Когда я сопоставлял свидетельства в пользу христианства и свидетельства в пользу ислама, я понимал, что на интеллектуальном уровне они не сопоставимы. И тогда я попросил Бога открыться мне в истине через сны или видение. Всё это вместе с чтением Библии привело меня к принятию Христа».

Когда мы попросили пастора церкви в городе Шарлотт в Северной Каролине, Наима Фазала, рассказать о том, как он обратился в христианство из ислама, он отметил несколько моментов, оказавших на него существенное влияние. Он выделил дружбу со знающим и образованным христианином и чтение Библии. Однако, одна сверхъестественная встреча привела его в состояние кризиса. Однажды ночью Фазал пережил видение, и это видение навсегда изменило его жизнь.

«Это было похоже на фигуру из света — плотную, но прозрачную. Это было совершенно невероятное переживание, не похожее ни на что. Мир и покой, который я переживал от этого присутствия был невероятно сильным и энергичным… Он представился и сказал: «Я — Иисус. Твоя жизнь — не твоя собственность». На следующее утро моя жизнь изменилась навсегда».

Фазал говорит о том, что его опыт не является уникальным, и что «большинство историй обращения мусульман в христианство включает сны и видения, вдохновленные Святым Духом. В этих видениях Христос отрывался людям сверхъестественным образом».

Сны заполняют пробел

Многие подвергают такой подход сомнениям. И как я уже говорил, такой подход выглядит очень нетрадиционно, особенно для евангельских течений в Америке. Однако, без сомнений, сны меняют сознание людей и открывают двери для Благой вести. И, может быть, Бог использует сны и видения, чтобы нейтрализовать неудачи западных миссионеров на Ближнем Востоке.

С таким взглядом соглашается Валид Шубат, бывший сотрудник Организации освобождения Палестины, ставший христианином и активистом за мир. Шубат думает, что Иисус компенсирует слабость Западной церкви:

«Сначала я не верил всем этим историям о мусульманах, обращающихся в христианство в результате снов, пока я не познакомился с некоторыми из них и не услышал их свидетельства из первых рук. Мое понимание этого феномена заключается в том, что Христос достигает успеха там, где церковь падает и терпит поражение».

Я верю, что пришло время христианам праздновать продвижение Благой вести в самых темных уголках планеты. В наши дни Иисус делает невероятные вещи в каждом народе и племени. И нам не остается ничего другого, как признать красоту и чудо распространения Царства.

Не обманывайтесь, Христос побеждает там, где церковь падает.

«И вот, ко мне тайно принеслось слово, и ухо мое приняло нечто от него. Среди размышлений о ночных видениях, когда сон находит на людей, объял меня ужас и трепет и потряс все кости мои. И дух прошел надо мною; дыбом стали волосы на мне. Он стал, — но я не распознал вида его, — только облик был пред глазами моими; тихое веяние, — и я слышу голос: человек праведнее ли Бога? и муж чище ли Творца своего?» (Иов.4:12-17)