Джон Уи́клиф (1320 — 31 декабря 1384) — английский богослов, профессор Оксфордского университета, реформатор и предшественник протестантизма. Первый переводчик Библии на среднеанглийский язык.
Джон Уиклиф был саксонцем, уроженцем Хипсвелла, Англия. В 1372 году в Оксфордском университете он получил степень доктора теологии. Прослужив в качестве посланника во Франции и представляя Англию в конфликте с папой, он вернулся в Англию и начал в своих сочинениях выступать против мирской власти папы.
Отход Виклифа от ортодоксии начался в 1376 году курсом лекций в Оксфорде на тему «О гражданском владении». Виклиф выступил против притязаний папства на взимание поборов с Англии и защищал право короля на секуляризацию церковных земель. Идеи Виклифа, особенно в отношении секуляризации церковных земель, пользовались поддержкой королевского правительства и некоторых крупных феодалов.
Виклиф отвергал епископскую степень, учение о чистилище и индульгенциях; не признавал необходимым таинство елеосвящения. Виклиф выступал против учения о действительном присутствии Христа в евхаристии, допуская только Его духовное присутствие. Виклиф учил, что каждый человек прямо связан с Богом без каких-либо посредников. Для обеспечения возможности прямой связи человека с Богом Виклиф требовал перевести Библию с традиционного латинского языка на национальные и использовать её только в переводе.
На протяжении 1378 и 1379 годов Виклиф продолжал писать учёные трактаты, в которых отстаивал мнение, что король — это наместник Бога и что епископы подвластны королю. После наступления Великого западного раскола в 1378 году, Виклиф стал клеймить папу как антихриста. В этот период он и побудил своих последователей взяться за перевод Библии на английский язык.
Несмотря на все попытки церкви арестовать и убить его, он продолжал писать и проповедовать. Он твердо стоял на том, что ни один папа и ни один собор не может быть непогрешимым, и что если их мнение противоречит Библии, то эти мнения неправильны. Он учил, что духовенство должно не править, как «князья церкви», а должно помогать людям и «приводить их ко Христу».
Ни один проповедник не принимал такого искреннего участия в судьбе народа, и ни один не пытался с таким постоянством ему помогать, как это делал Джон Уиклиф. Живя среди простых людей, он научился понимать бедняков. В то время как монахи пренебрежительно относились к служению для бедных людей, Уиклиф относился к людям, как пастырь добрый, а не как наемный работник.
Подобно Иисусу в Галилее, Джон Уиклиф проповедовал для бедных и потерял милость в глазах сильных мира сего. Он обличал их слепое поклонение тому, чего они не понимали, в то время как священники только делали непонимание еще более глубоким, а невежество еще более беспросветным.
Целью Уиклифа было донести до простых людей истину о том, что путь к спасению лежит через понимание духовного света. Своими проповедями он старался развить понимание Библии и понимание спасения через Иисуса Христа. С большой убедительной силой рассказывал он своим слушателям о требованиях христианской жизни. Проповеди Джона Уиклифа были лучом надежды и спасения среди пучины нищеты, пороков и страдания.
В ответ на вопрос «Как надо проповедовать Слово Божие?» Уиклиф как-то ответил: «Правдиво, просто, без уверток, и проповедь должна исходить из преданного и искреннего сердца».
Когда Лондонский епископ окончательно запретил ему проповедовать, Уиклиф посвятил себя написанию книг и переводу Библии с латинского на английский. Через тридцать один год после его смерти церковь приказала сжечь все его книги, а его прах извлечь из земли, сжечь и развеять пепел над Темзой.
Из проповеди “Смотри, наблюдай и молись”.
От тех, кто облечен в духовный сан, Христос, прежде всего, требует следующего: первое, Он требует от нас, чтобы мы смотрели; второе - чтобы мы наблюдали, и третье - чтобы мы молились, чтобы молитва была продолжением первых двух.
Первое насущно для прелатов; поскольку как именно зрение делает человека более наблюдательным, так и созерцание Божьих законов делает человека более бдительным в его отношениях с Богом.
И этот закон есть вера, в которой человек должен быть усерден. Христос требует, чтобы человек видел не тщету и суету мира, не бренные человеческие законы, ибо все это вредит человеку, но видел закон Христов, который есть Книга жизни, и Слово Божие, Иисуса Христа.