Исследуя последние главы Евангелий, мы часто за величественной фигурой Спасителя не замечаем других участников этого древнего события. А между тем апостолы не случайно, порой, столь подробно останавливались и на описании других действующих лиц. И это не случайно, ибо за этими людьми стоим нередко и мы с вами, определяя свое отношение ко Христу сегодня, в 21 веке. Не повторяет ли кто-то из нас например, историю пятого прокуратора Иудеи, пошедшего на компромисс со своей совестью, поддавшись влиянию внешних факторов и других людей?..
В страшной трагедии, разыгравшейся в Израиле, особняком стоит фигура римского прокуратора Иудеи Понтия Пилата. Священное Писание рисует нам противоречивый характер этого человека, совмещавшего в себе прямо противоположные качества: боязливость и смелость, решительность и нерешительность, честность, прямоту и двоедушие, лицемерие.
На протяжении долгих лет в советской историографии Пилату, впрочем, как и подавляющему большинству героев Нового Завета, было отказано в праве на реальное существование. Однако под влиянием многочисленнейших данных еще в советский период атеистические ученые были вынуждены «оживить» прокуратора, дав ему право на жизнь.
Итак, на сегодняшний день помимо Евангелий о Пилате весьма подробно рассказывают Иосиф Флавий, Филон Александрийский, Евсевий, а также данные археологических раскопок. О Пилате и его деяниях упоминает также и Тацит.
«Имя «Понтий» на самом деле было фамилией — он родился в римской семье. Имя «Пилат» от латинского «пилатус» означает «человек с копьем». Будучи сыном известной римской семьи, он прошел обычное дипломатическое обучение и, постепенно продвигаясь по служебной лестнице, дослужился до поста прокуратора Иудеи». Четко исторический путь Пилата и начинается с его нового назначения в 26 году по Р. Хр., когда «в Иудею Тиберий послал в качестве прокуратора Пилата».
С первых своих шагов в новом назначении Пилат решает сломить строптивых иудеев. Пилат был воин, верный своей империи. Но он умел уважать и стойкость своих врагов, не мирясь с ними. Но отдавая им должное.
Чем дальше правил Пилат, тем чаще становились его конфликты с населением. Римлянин не хотел отступить от своих намерений сломить непокорный народ, а иудеи не могли изменить своему Богу. «Однажды иудеи стали увещевать его добрыми словами, но гордый и упрямый Пилат не обратил на это никакого внимания; тогда те воскликнули: «Перестань дразнить народ, не возбуждай его к восстанию!»… Эти слова разозлили его, потому что он боялся, что посольство раскроет в Риме все его преступления, его продажность и хищничество, разорение целых фамилий, все низости, затейщиком которых он был, казнь множества людей, не подвергнутых даже никакому суду, и другие ужасы, превосходившие всякие пределы».
В ходе одного из таких столкновений по его приказу были убиты галилеяне, приносившие жертвы в своем храме. Причем их кровь была смешана с кровью их жертвенных животных. Об этой истории рассказано и в Евангелии от Луки 13:1. Поэтому стоит только удивляться той ненависти, которую питали иудейские священники ко Христу, если они обратились за помощью к своему врагу Пилату. Последний, как это показано в Евангелиях, а также в Истории Евсевия, разобрался в невинности Иисуса, пытаясь сделать все для Его освобождения. «Ибо знал, что первосвященники предали Его из зависти» (Мк. 15:10). «...С этого времени Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю. Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа» (Ин. 19:11-13). Как видим, прокуратор испугался нового доноса на него императору, в котором иудеи не преминули бы указать, что Человек, которого он пощадил, претендовал на титул царя. И вот здесь наступил самый трагический момент в жизни Пилата.
Под влиянием внешних факторов, давления со стороны других людей, страха за свою участь, Пилат испугался угрозы иудеев и возможного гнева Тиберия более, чем Бога. И он пошёл против своей совести.
«Пилат… взял воды и умыл руки пред народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы» (Мф. 27:24).
«Между тем, как сидел он (Пилат — А.О.) на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него» (Мф. 27:19). Но у прокуратора страх перед императором пересилил голос совести.
После Голгофской казни он еще некоторое время продолжал управлять Иудеей, вызывая все новые и новые возмущения в народе своей необузданной жестокостью, пока, наконец, чаша не была переполнена его новым кровавым приказом: плохо разобравшись в одном деле, Пилат приказал перебить много самарян, умертвив потом и взятых в плен, в числе которых были и весьма уважаемые в народе люди. После этого происшествия представители верховного совета самарян явились к бывшему консулу Вителлию, обвиняя Пилата в казни их сограждан. Тогда Вителлий послал в Иудею одного из своих приближенных, по имени Марцелл, чтобы принять власть над Иудеей у Пилата. Прокуратору же велел отправиться в Рим для ответа перед императором. Позднее он был сослан преемником Тиберия Калигулой в Вену, где и окончил жизнь самоубийством.
Итак, то, чего так опасался Пилат, свершилось. Компромисс с совестью не помог сохранить ему ни свое положение, ни престиж, ни саму жизнь.
В этом есть и урок для каждого из нас, чтобы мы понимали, что всякий раз, когда мы допускаем компромисс с совестью, то вступаем при этом на скользкую территорию. И вместо временного испытания, мы можем пожать горькие плоды отступничества и гибели, и не только здесь, на земле, но, что самое страшное, в вечности.
Приговорив Христа к казни и умыв при этом руки, Понтий Пилат вынес тем самым приговор и себе!
А как насчёт нас? Не идем ли и мы на компромиссы с собственной совестью?..
Супруг трех цариц
Через 16 лет после отставки Понтия Пилата, в 52 году по Р. Хр. Правителем Иудеи был назначен Антоний Феликс, «супруг трех цариц». В эти годы ситуация в Иудее постоянно накалялась и император Клавдий считал, что назначением наместником человека, связанного родством с иудеями, ему удастся добиться стабилизации в этой римской провинции. Но император ошибся. Достигнув реальной власти, Феликс раскрыл свой истинный характер. Он полагал, что при такой могущественной поддержке он может творить любые беззакония. Среди иудеев, недовольных правлением Феликса, начался мятеж, и новый прокуратор неуместными мерами толкал их на новые беспорядки. По мнению Тацита, особой жестокостью и сластолюбием отличался именно Антоний Феликс — «раб на троне». В стране то тут, то там начали вспыхивать восстания и беспорядки. Убийства и нападения бандитов среди бела дня стали обычным явлением даже в Иерусалиме. Феликс жестоко подавлял беспорядки, распиная и вешая разбойников, но ситуация не улучшалась. С каждым днем война разгоралась все сильнее. И вот, когда наместник оказался в тупике — с одной стороны, выходящая из повиновения римская провинция Иудея, с другой — собственные чрезмерные денежные и плотские запросы — он встречается с апостолом Павлом. В 24 главе книги Деяния подробно описана эта встреча, предусмотренная Господом, как спасательный круг для погибавшего духовно и политически Феликса. Речь Павла взволновала его и вызвала явный интерес. Наместник слушал апостола вместе со своей женой Друзиллой, которая, по мнению ряда историков, была также заинтересована в судьбе Павла. Однако, когда апостол заговорил «…о правде, о воздержании и о будущем суде, то Феликс пришел в страх и отвечал: теперь пойди, а когда найду время, позову тебя» (Деян. 24:25). Слушая Павла, прокуратор боролся сам с собой: с одной стороны, он видел справедливость его слов, а с другой — он понимал, что если следовать им, то придется отказаться от привычного образа жизни, который он вел до сих пор — от любимых греховных привычек, от взяток, предательств, женщин, жестокости… Не в силах сделать однозначный и окончательный выбор в ту или иную сторону, Феликс решил отложить его на некоторое время, «на потом».
Не так ли поступают сегодня очень многие люди? Повседневные заботы, суета, нежелание расстаться с собственными грехами и слабостями, опасение выглядеть в глазах других людей не такими, как они, заставляют порой очень многих откладывать главный выбор своей жизни, выбор, которого от нас так ждет Господь. Нередко человек склонен себя успокаивать тем, что впереди еще очень много времени до старости, а вот когда она будет не за горами, тогда и наступит время для того, чтобы заняться духовными вопросами. При этом сегодняшние люди, подобно Феликсу, пренебрегают советом Бога, Который сказал: «Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко» (Ис. 55:6). Поэтому когда человек откладывает на неопределенное время свой выбор, ему необходимо помнить, что этого времени может и не быть.
Именно так и произошло в судьбе Феликса. Спустя менее чем два года после первой встречи наместника с Павлом, произошло восстание, римские воины были перебиты бунтовщиками и Иудея запылала бы в пожаре войны, если бы ей на помощь не явился правитель Сирии Квадрат... Только благодаря собственным связям Феликс избежал смертной казни за полное расстройство дел в Иудее, но своего поста ему пришлось лишиться и он навсегда сошел с политической арены, повергнулся изгнанию, где и умер. Феликс пережил и ещё одну страшную трагедию: в 79 году по Р. Хр. во время извержения вулкана Везувия погиб его единственный сын от Друзиллы0.
Странный вид имеет кривая жизни Феликса! Вначале он, молодой греческий раб, освобожденный и возвеличенный императором Клавдием, затем правитель Иудеи, потом — жалкий изгнанник, несчастный человек. Ярко вспыхнувшая и столь же стремительно погасшая жизнь… А ведь она могла сложиться по-иному, сделай он выбор в тот день, когда к нему обратился Господь через апостола Павла.
Собственными словами «теперь пойди…» наместник Феликс вынес себе приговор, отказавшись от Бога, побоявшись выпустить из своих рук то, что казалось ему таким дорогим и необходимым. И что же в итоге? Бесславная потеря всего, с чем он так опасался расстаться, разбитая жизнь и гибель для вечности.
Не говорите ли сегодня и вы на зов Спасителя: «Теперь пойди, а когда найду время, позову Тебя»?..
Прагматик, не увидевший главного
Преемником Феликса на посту прокуратора Иудеи в 60 году стал Порций Фест. Более разительного контраста между людьми трудно себе представить. Вместо алчного, сладострастного, нерешительного Феликса пришел к власти человек-прагматик, настоящий римлянин. «Когд Фест прибыл в Иудею, он нашел страну, бедствующую от разбойников, которые предавали грабежу и пожарам все селения. Эти разбойники носили название сикариев. Их расплодилось тогда очень много… они смешивались во время праздников с народною толпою, отовсюду стекавшуюся в город для отправления своих религиозных обязанностей, и без труда резали тех, кого желали. Нередко они появлялись в полном вооружении во враждебных им деревнях, грабили и сжигали их». Новый прокуратор решительно расправляется с мятежниками, кроваво подавив восстание. Железной рукой Фест начинает восстанавливать порядок во вверенной ему провинции, борясь как с мятежниками, так и с казнокрадством. Однако от Феликса ему было оставлено в наследство не только это, но и вопрос, требующий решения: как быть с апостолом Павлом. Фест выслушал как апостола, так и обвиняющих его первосвященников. Он почти ничего не понял в их разногласиях и поэтому, уважая, как римлянин, законы страны, он привлек к разбирательству царя Агриппу: «И сказал Фест: царь Агриппа… вы видите того, против которого все множество иудеев… кричали, что ему не должно более жить; Но я нашел, что он не сделал ничего достойного смерти, и как он сам потребовал суда у Августа, то я решился послать его к нему; Я не имею ничего верного написать о нем государю; посему привел его… пред тебя, царь Агриппа, дабы… было мне что написать; Ибо мне кажется, нерассудительно послать узника и не показать обвинений на него» (Деян. 25:24-27). Последовавшая затем беседа царя с Павлом мало интересовала наместника, который хотел только придать всему происходящему законный характер. Фест был очень занят делами Иудеи, положением в ней римлян, их взаимоотношениями с населением, и поэтому какие-то духовные вопросы его просто не интересовали. Он жил сиюминутными проблемами и заботами. Фест смотрел на жизнь глазами прагматика, человека, в жизни которого нет места вопросам совести и духовности, ибо их нельзя потрогать руками. Он был просто равнодушен как к словам Павла, так и к его личности, впрочем, как и ко всем другим людям.
Не повторяем ли и мы в своей жизни позиции Порция Феста? Не живем ли мы только материальными сиюминутными проблемами и ценностями, тогда как для духовных у нас не остается ни места, ни времени? Духовные вопросы в глазах как древних, так и современных прагматиков просто скучны, неинтересны и не заслуживают внимания. Работая всю жизнь, затрачивая множество усилий и энергии, совершая великие порой дела, люди упускают самое главное.
Что же произошло далее с Фестом? Как сложилась его дальнейшая жизнь?
Менее, чем через два года после описанных событий, в самом разгаре работы над осуществлением многих задуманных им планов, в 62 году по Р. Хр. прокуратор Фест внезапно умирает. Часы его жизни пробили двенадцать…
Он умер, так и не завершив начатого, умер, упустив главное, о котором ему сказал Бог через апостола Павла. Своими хладнокровными равнодушными словами: «…безумствуешь ты Павел! Большая учёность доводит тебя до сумасшествия…» (Деян. 25:12) Порций Фест вынес себе вечный приговор. Так кто же был более безумен, апостол Павел или Порций Фест?..
«Серый кардинал» Иерусалима
Вглядываясь в эпоху евангельских времен, исследуя хроники тех лет мы увидим, что за фигурой Каиафы, фарисеев и даже римских наместников высится фигура Анны, тестя Каиафы, занимавшего в течении десяти лет (6-16 гг. по Р. Хр.) должность первосвященника. Однако снятый в 16 году с поста председателя иудейской церкви прокуратором Валерием Гратом Анна не только фактически остался при власти, но и контролировал через поставленных им лиц практически всю Иудею. Он становится в ряд так называемых «серых кардиналов» истории, то есть, таких политических лиц, которые, не занимая официального положения, вершат всю политику.
Анна удерживал за собой все основные должности в пределах своих полномочий, занимаясь, кроме того, и прибыльной торговлей жертвенными животными на территории храма. Восемь членов его семьи занимали высшую должность первосвященника: сам Анна, пятеро его сыновей, его зять Каиафа и его внук Матфий. Его семья с ним во главе по сути осуществляла политическое и религиозное руководство государством. Не случайно поэтому, что имя Анны всегда ставилось наравне с именем действующего первосвященника, что подтверждает евангелист Лука, прекрасный и точный историк, как в этом мы не раз могли убедиться, повторяя не раз «При первосвященниках Анне и Каиафе…» (Лк. 3:2), ставя имя Анны на первое место и подчеркивая тем самым влияние старого первосвященника, который, «будучи богатым человеком, одалживал деньги римлянам и поэтому мог шантажом добиваться от них того, что ему было нужно» . Созданная Анной религиозно-политическая мафия, выражаясь современным языком, казалось, простоит века. Но Анна, подобно другим героям той давней евангельской истории, сам определил свою участь, определил ее тогда, когда к нему, именно к нему в первую очередь, а не к Каиафе, тогдашнему первосвященнику, что еще раз показывает, кто в действительности был первосвященником на деле, привели связанного Иисуса Христа (см. Ин. 18:13-24). Анна вместе с Каиафой сыграли решающую роль в казни Христа. Они боролись за свою позицию, власть и деньги. НО, что же из этого получилось?
Созданный Анной священнический клан, обесчестивший то высокое звание, которое они носили, был сметен страшной Иудейской войной, в результате которой римляне разрушили Иерусалим, храм, рассеяв при этом самих иудеев. В огне пожаров и насилия погибла семья Анны, следовавшая порочным путем своего главы, «серого кардинала» Иерусалима.
Подчас людям земные почести и все то, что они достигли в этой жизни, кажется таким желанным, дорогим и вечным. Своими успехами гордятся, восторги и поздравления окружающих воспринимают как должное, ну а теми, кто ничего не достиг в жизни, пренебрегают или просто их не замечают.
Но в день Последнего Суда они пожнут плоды своих дел и увидят, что тратили свои усилия и всю жизнь стремились к тому, что принесло им вечную гибель.
Смерть первосвященника
Алчный, жестокий, высокомерный перед иудеями и лебезящий перед римлянами, первосвященник Анания был достойным преемником Анны и Каиафы. Именно к этому человеку на суд попал апостол Павел, но не успел он еще сказать и нескольких слов, как «Первосвященник… Анания стоявшим пред ним приказал бить его по устам. Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! Ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня» (Деян. 23:2-3). И эти слова апостола в точности исполнились через несколько лет.
В 66 году по Р. Хр. в Иудее начинается война, направленная против римского господства, но гнев измученного народа обрушился не только на иноземных угнетателей, но и на своих же сограждан, которые, пользуясь защитой римлян, нещадно грабили свой же народ. И к этой группе людей в первую очередь принадлежали многие священники, главным из которых был первосвященник Анания, застигнутый врасплох в Иерусалиме, в разгар восстания. «Царские отряды оказались в меньшинстве… они должны были освободить Верхний город. Тогда наступавшие вторглись туда и сожгли дом первосвященника Анании… На следующий день первосвященник Анания был вытащен из водопровода царского дворца, где он скрывался, и умерщвлен вместе с его братом Иезекией».
Как изменилась ситуация! Когда-то гордый всесильный первосвященник, приказавший бить апостола Павла, и он же — дрожащий от страха, скрывающийся точно вор в водопроводе, откуда его извлекает ликующая толпа и избивает.
Первосвященника Ананию не спасли ни высокий духовный сан, ни служение в храме, которому он хотя на первый взгляд и посвятил свою жизнь, но оно было формальным, являясь для него просто выгодной доходной работой.
Приказав бить Павла, верховный предстоятель иудейской церкви избрал и свою собственную участь, добровольно подписав себе страшный приговор.
Из жизни первосвященника Анании каждый из нас может извлечь прекрасный урок для себя, и особенно те, которые являются духовными пастырями, служителями церкви. Можно таковыми называться, но в действительности не являться, можно убеждать себя и других в том, что они служат Богу, а на деле не иметь живой личной связи с Господом и быть очень далекими от Него.
Не подписываем ли сегодня и мы каждый себе трагический приговор, по примеру первосвященника Анании?..
Царь, изъеденный червями
Этого человека называли последним великим иудейским царем, связывая с ним большие надежды. Его жизнь полна чудесных избавлений от бед и он испытал взлет на вершины власти. Но еще более необыкновенной и зловещей была внезапная смерть этого человека в период апогея его могущества.
Этим человеком был царь Иудеи Ирод Агриппа Первый (37-44 гг. по Р. Хр.), сын Аристобула, брат Иродиады и внук Ирода Великого.
Как писал Иосиф Флавий, Агриппа начал окружать Иерусалим такой мощной стеной, что если бы она была окончена, то римская осада не имела бы никакого успеха. Однако попытки царя обезопасить страну, отступившую от Господа, и тем самым отвести от нее Божьи суды, не только не увенчались успехом, но и способствовали ее скорейшему падению, потому что внутренняя политика царя была направлена на жестокое преследование христиан. Именно по его приказу был убит апостол Иаков, а Петр был заточен в темницу. Через Агриппу сатана решил уничтожить христианство. И чем дальше царь отходил от Бога, тем все более и более то доброе, что было в его характере, уступало место злому. Дьявольская гордыня обуяла сердце правителя. Спустя три года Агриппа поехал в Кесарию, и устроил игры в честь римского императора Клавдия. На эти игры стекалась масса народа. На второй день игр, рано утром царь явился в театр в роскошной, затканной серебром одежде, необычайно сверкавшей в лучах восходящего солнца и ослеплявшей так, что невозможно было смотреть на царя. Тут же некоторые льстецы громко стали величать царя и называть его богом, говоря: «Будь милостив к нам! Если мы до сих пор преклонялись перед тобой, как перед человеком, то теперь мы готовы признать, что ты по природе своей выше всякого смертного!».
Царь воспринял происходящее как должное и не сделал даже попытки остановить льстецов. Очень скоро он почувствовал, что внутри его начинается сильнейшая нестерпимейшая боль, Агриппу перенесли во дворец и через пять дней в страшных мучениях царь скончался пятидесяти четырех лет от роду, на седьмом году своего правления.
Как видим, рассказ Иосифа Флавия, одного из самых правдивых историков, почти в деталях идентичен сообщению евангелиста Луки (Деян. 12:19-23), а также находит подтверждение в древних хрониках и упоминаниях о Власте, постельничем Ирода, который за взятку взялся помирить жителей Тира и Сидона с царем . Поэтому история, записанная в 12 главе книги Деяний, о страшной смерти царя, возомнившего себя богом, из легенды, как ее представляли долгое время особенно в атеистическом мире, превратилась в точную историческую хронику. Хронику, которая является предостережением для всех людей и особенно для так называемых сильных мира сего, показывая, к чему приводит неуемная гордыня.
Казнив апостола Иакова, преследуя христиан, намереваясь убить апостола Петра и окончательно отвергнув Божью милость, царь Агриппа подписал себе смертный приговор. Сделав же себя богом в глазах людей, под восторженные возгласы толпы он сам привел его в исполнение, «быв изъеден червями».
Несостоявшаяся императрица
На последнем допросе Павла в Иудее, кроме прокуратора Феста и царя Агриппы Второго присутствовала и царица Вереника, проявившая, как это явствует из контекста 25 главы книги Деяний, интерес к проповеди апостола.
Это была прекрасная не только внешне, ибо она слыла одной из первых красавиц своего времени, но и по своим душевным качествам женщина. Порой героические поступки самопожертвования во имя ближнего уживались с легким поведением и в результате кривая жизни царицы представляла зигзаги то в одну, то в другую сторону. До последней минуты в ней шла борьба между добром и злом, между жизнью и смертью в духовном смысле.
Итак, Вереника родилась в 28 году по Р. Хр. и была дочерью царя Ирода Агриппы Первого. В ранней юности она была выдана замуж за царя Халкиды Ирода, а после его смерти в 48 году стала женой царя Киликии Полемона, с которым она вскоре развелась и поселилась в Иудее у своего брата Ирода Агриппы Второго, помогая ему в управлении страной.
Эта женщина страшно переживала трагедию своего народа, его угнетение римлянами, которое стало особо невыносимым с того времени, как прокуратором страны был назначен Гессий Флор (64-66 гг. по Р. Хр.), который проводил политику настоящего геноцида против иудейского народа. Однажды Вереника в Иерусалиме стала свидетельницей ужасной резни, совершаемой римскими солдатами. Проникнутая сожалением и сочувствием к людям, она несколько раз посылала к Флору своих телохранителей с просьбой прекратить резню, но он оставался глух к ее просьбам. Прокуратора интересовали только доходы, которые приносили ему грабежи и убийства. Его ярость обратилась против самой царицы и по его приказу римляне не только мучили и убивали людей на ее глазах, но и ее саму хотели лишить жизни, если бы она поспешно не скрылось в царском дворце, где всю ночь провела в страхе за свою участь.
Целью ее тогдашнего посещения Иерусалима было исполнение данного ею Богу обета. Как правило иудеи, перенесшие болезнь или какое-то несчастье должны были тридцать дней до принесения ими жертвы посвятить себя благочестию, воздерживаться от вина и остричь волосы с половины головы. Выполнением этого обета Вереника тогда и была занята, когда она босая, как просительница, предстала перед Флором, не только не встретив почтительного отношения, но и подвергая свою жизнь смертельной опасности. Увидев, что никакие уговоры и доводы не действуют, она вместе с представителями городской власти Иерусалима пишет письмо к наместнику Сирии Цестию Галлу о злодеяниях его подчиненного Флора. Но война вспыхнула с новой силой и ее на заключительном этапе возглавил сын будущего императора Веспасиана и сам также будущий император, Тит. Последний без памяти влюбился в красавицу Веренику, которая, кстати, способствовала укреплению власти его отца.
Любовь Тита доходит до того, что он обещает жениться на Веренике. Иудейская царица, забыв религию своих отцов, одурманенная как любовью к Титу, так и будущей такой притягательной для нее императорской короной, теряет голову, став возлюбленной сына Веспасиана. В 79 году император Веспасиан умирает и на престол вступает Тит. Однако, его желание жениться на Веренике встречает сопротивление римской знати. В ответ на это Тит тотчас же высылает ее из Рима, против ее и своего желания.
Тит был расчетливым политиком и умел ставить любовь и дружбу в случае необходимости на второй план. В один миг для Вереники все рухнуло. Страны ее более не существовало, народ рассеян, Иерусалим разрушен, в глазах общества она опозорена и изгнана, как собака, отслужившая срок. Ни близких, ни родных, ни прошлого, ни будущего, ни настоящего.
История не сохранила нам даже год ее смерти. Колеблясь все время между добром и злом, между истиной и ложью, царица, погнавшись за несбыточной мечтой, вступила на зыбкую почву, на путь, предоставленный ей дьяволом, поступившись честью, счастьем, а в конечном итоге, и вечной жизнью, о которой ей много лет назад свидетельствовал апостол Павел, предлагая ей Божий путь счастья и спасения. У царицы была полная возможность встать на этот путь, но суета века сего затмила его. Будучи добрым человеком, она всё же погибла навечно.
Не выбираем ли мы часто вместо жизни послушания и радости во Христе погоню по зыбкой дороге за миражами, которые кажутся порой очень реальными, привлекательными и близкими?
Грех взял верх в жизни Вереники, она сама добровольно избрала его, став любовницей Тита, отвергнув обращение к ней Бога через апостола Павла, подписав тем самым себе вечный приговор.