Для них Израиль – это только страна. Для верующих людей, это духовное состояние данное нам Богом. Для верующих, – это место, которое оставил нам Бог. На этом месте начинается лестница в небо, лестница, ведущая к Нему.
Михаил Моргулис
Когда три с половиной года назад Барак Обама въехал в Белый дом, Соединенные Штаты были империей на Ближнем Востоке.
Казнив Саддама Хусейна и наведя ужас на диктаторов региона, Америка подавила террор в Ираке и могла рассчитывать на крепких и важных союзников.
Хосни Мубарак в Египте, саудовский король Абдалла, Муаммар Каддафи в Ливии, ставший важным союзником американцев, тунисский президент Бен-Али, иорданский Абдалла, йеменский президент Али Абдалла Салех, все правители стран Персидского залива, палестинский Абу-Мазен и даже режим в Бейруте.
Американскому давлению подвергались Иран, Сирия и «Хизбалла», и у США было больше друзей, чем врагов.
Сегодня, спустя всего три с половиной года, исчезли все союзники Соединенных Штатов – Вашингтон сам их сбросил, причем сделал это изощренно.
Кого потеряла заокеанская империя? Ирак, Палестинскую автономию, Египет, Тунис, Ливию и Йемен. Кто отдалился от США? Саудовская Аравия, Бахрейн, Марокко и Иордания, которые сердятся на Вашингтон. Остались только мелкие страны Залива, у которых просто нет другого выбора.
Барак Обама стал американским Клементом Эттли (британский премьер, сменивший Черчилля после окончания Второй мировой войны, при котором рухнула многовековая Британская империя), «овцой в шкуре овцы», как называл Эттли Черчилль, и поэтому никто не относится к нему всерьез на Ближнем Востоке.
Обоих этих руководителей избрал народ, и оба они излучали неуверенность в себе и привели к гигантским потрясениям мирового масштаба. И Эттли, и Обама пытались сосредоточиться на домашних проблемах, в панике побросав старых союзников, которые рассчитывали на поддержку империи.
Америка строила десятилетия, Великобритания – века, но оба эти лидера войдут в историю, как разрушители кропотливо выстроенного дома.
История поставила во главу Соединенных Штатов двух лузеров – Барака Обаму и Хиллари Клинтон, пожалуй самую плохую пару из всех, кто когда-либо руководил внешней политикой США.
Поразительным образом они уничтожили всех друзей США, не тронув ни одного врага своей страны. Вместо того, чтобы поддержать своих арабских вассалов, они позволили их сбросить. Обама и Клинтон не ослабили врагов США – Иран, Сирию, Хизбаллу и ХАМАС, они к ним не притронулись, превратив Ахмадинежада в регионального божка. Эта парочка до сих пор уверена о том, что врага надо уважать (они, например, отправили к Асаду своего посла), а друга презирать, ведь он и так у них в кармане.
Эта парочка в начале сознательно отдалилась от Израиля, чтобы подмигнуть арабам, но в конце концов они лишились популярности и здесь, и там. Как в свое время Клемент Эттли. Оказалось, что никто ни у кого не в кармане, и в международных отношениях нет ничего само собой разумеющегося. И Израиля в том числе.
Недавно Обама сказал, что его не любят в Израиле из-за того, что его отец мусульманин. Это совсем не так. Это лишний раз подтверждает, насколько он не понимает Израиль. Его у нас не любят не из-за имени, и не из-за того, что он порушил арабский Восток. Всё дело в его прохладном и дистантном отношении к Израилю. Буш сохранял прекрасные отношения с арабскими друзьями, но его у нас любили.
Соединенные Штаты были гарантом стабильности на Ближнем Востоке, посредником и хранителем региональных договоренностей. Все стороны могли обратиться к Вашингтону в момент кризиса и быть уверенными, что Америка вмешается, если станет совсем плохо. Она была рамкой для сложной ближневосточной мозаики – и более этой рамки не существует. Ни для мира, ни для войны.
В результате крушения американской империи на Ближнем Востоке, вашингтонская парочка усилила позиции двух других империй – Китая и России, которые пытаются проникнуть в наше пространство. Путин сражается за Асада ради своих будущих друзей в арабском мире. И этот урок изучают сейчас в странах «весны», которым понадобится помощь великих держав уже в скором времени. Не за прошлое или настоящее борется Путин – за будущее!
Джодж Буш верил в укрепление суннитской оси в пику шиитской. В результате эта странная парочка укрепила именно шиитскую ось в ущерб суннитской. А происходит следующее: суннитский мир приходит в себя и противодействует, но на этот раз без Соединенных Штатов. Суннитам больше не нужен Вашингтон, и соответственно они ему ничем не обязаны. Америка больше не существует.
Рухнувшая как карточный домик Британская империя передала власть национализму. Так было в Египте, Индии, Пакистане и других районах. Рухнувшая американская империя передает власть радикальному исламу и анархии. И это намного хуже. У национализма еще была определенная связь с Западом, а у ислама нет никакой связи с известным нам мировым порядком.
Британская и американская империи самоуверенно глядели на внешний мир, хоть во многом это и была иллюзия. Эттли и Обама смотрят внутрь, огораживаясь стеной жалости к самим себе, но и это иллюзия. Империя – это иллюзия, но и отгораживание от внешнего мира – еще большая иллюзия. Так как тот, кто не хочет Британии в Пакистане, получит Пакистан в Британии, а кто не хочет Франции в Алжире, будет иметь Алжир в Париже. И американская империя получит Ближний Восток в США, потому что не хочет быть на Ближнем Востоке, в виде терактов или массовой эмиграции.
Еврейская связь: за каждой из двух моделей стоят советники еврейского происхождения, выражающие радикальные подходы к политике. Идею американской мощи на Ближнем Востоке (например, идею продвижения демократии на БВ) продвигали консервативные советники Пол Вульфовиц и Бернард Льюис. За кулисами политической кухни Обамы – либеральные советники Аксельрод, Рам Эмануль, Мартин Индик и др.
Вместе с ними придворные журналисты евреи, такие как Томас Фридман и Боб Саймон. В обоих случаях эти советники вели президентов к полным иллюзиям, каждый в свою сторону.
Что же осталось сегодня у США на Ближнем Востоке? Море ненависти и Израиль. Если раньше США защищали израильские интересы в регионе, то сегодня Израиль – единственный хранитель американских интересов. Не то, чтоб Израиль был так верен Америке… Ему просто некуда уйти, как сделало большинство проамериканских арабских стран. Иерусалим остается верен администрации Обамы потому, что у него нет ничего другого.
Может ли Америка еще восстановить разрушенное? Да, всё возможно, но для этого нужна уверенность в себе, потерянная Америкой уверенность в себе.
Но нет худа без добра: сегодня Израиль получил статус стратегического партнера США, которого не имел никогда в истории. Потому что у Вашингтона просто нет других союзников на Ближнем Востоке. Помимо своей воли, Барак Обама превратил Израиль в самый драгоценный алмаз своей короны.
д-р Гай Бехор