откровенный разговор о христианском отношении к политике
Обычно о политике говорят, что это грязное дело, связанное с ложью и насилием, что порядочные люди, а тем более, евангельские христиане, в политику не лезут. Понятно, что в политической жизни происходит много отвратительного: люди не выполняют обещаний, обманывают открыто и умолчанием, продаются, кривят душой, заключают недостойные сделки и т.д. Некоторые люди считают, что такое поведение – неотъемлемая часть политики и поэтому христиане, проповедующие учение Христа о любви и всепрощении, не могут иметь ничего общего с этой недостойной деятельностью.
Девятнадцатый год я живу в браке. Я женат на красивой молодой женщине, верной жене, моем надежном друге и заботливой матери наших детей. Я благодарен Богу за то, что мы встретились и боюсь даже подумать о том, кем бы я был без нее. Но я погрешу против истины, если скажу, что мы никогда не ссоримся, никогда не проходим через кризисы в отношениях. Если сложные проблемы бывают в счастливых браках, то что же творится в неудачных, которых, судя по статистике, большинство.
Супруги манипулируют друг другом, обманывают, изменяют друг другу, несмотря на данные обещания. Отцы не заботятся о благополучии детей, жены не уважают мужей, публично выносят сор из избы, супруги поносят друг друга, устраивают скандалы. В семьях творятся ужасные дела: словесные и физические оскорбления, насилие над детьми, жестокость, ненависть. Не удивительно, что браки становятся все менее и менее популярными. Люди предпочитают не жениться, а сожительствовать, в том числе и потому, что насмотрелись на пример родителей. Они уверены, что семейная жизнь – это конец мечте, что брак убивает любовь. И вообще, гораздо лучше “не лезть в это грязное дело”.
А воспитание детей? Сколько боли переживают родители и дети, пока не пройдут этот период превращения маленького бунтаря в самостоятельную ответственную личность. Многие, вспоминая собственный опыт детства, решают вообще не иметь детей. А что, если так посмотреть, то это грязное дело – растить детей. Не о пеленках только говорю.
Жизнь на земле – это, вообще, грязное дело, скажу я вам, чистые и непорочные ревнители истинного благочестия. Гораздо меньше было бы зла во вселенной, если бы на земле вообще не было людей. А если бы Бог не сотворил человека, то насколько чище была бы земля и все, что на ней. Ни войн, ни смерти, ни страданий, ни Америки, ни Буша – благодать…
К счастью, наш Господь не настолько свят, как иные христиане. И войны начинал, и кровь проливал, и политикой занимался. По сей день занимается. Жил себе человек тихо, спокойно. Делал свое дело своими руками, в политику не лез. И тут случается беда – встречается ему Господь и назначает его духовным и политическим лидером еврейского народа. Вести переговоры с египетскими властями, заявлять ультиматумы, устраивать кампании гражданского неповиновения и даже бунтовать против существующей власти. Потом, после исхода из Египта, наказывать непокорных, казнить преступников (какая дикость!), писать длинные своды законов, организовывать политические структуры. И зачем только Моисей полез в это грязное дело?
Был хороший молодой человек, священник Иеремия. В политику не лез, читал Священные Писания, пребывал в общении с верующими. Все было хорошо, пока не встретился ему Господь и не повелел выступать с публичными речами против царей, против князей, против государств и даже против собственного народа. Иеремия по уши увяз в политике, стал ненавистен всем, самому тошно было. Но Бог не отпускал, заставлял его заниматься этим грязным делом.
Некоторые скажут: “Ну, так то было в Ветхом Завете”. Интересно, что они имеют в виду? Что Бог был другой, злой? Или, может быть, Он был еще не так просвещен, не так исполнен любовью к людям, как нынешние любвеобильные верующие или просвещенные гуманисты? Иные говорят - век был такой, жестокий. По-другому с людьми не получалось. Не слушали они просто слов, поэтому приходилось использовать силу. Да, да, конечно. Сейчас – совсем другое дело. Народ просвещенный. Не просто – душит женщин, детей, стариков в газовых камерах, а — “окончательно решает еврейский вопрос”. Не просто — гноит в лагере, а — “строит светлое будущее”. Не просто — заливает солевым раствором нерожденное дитя, или разрывает его на части, а — проводит медицинскую операцию. Боюсь, не хватит нам места перечислять злодейства нашего века, пытки и средства убийства, придуманные в последнее время. Жизнь показывает, что люди не изменились в своей природе. Да и ссылки на различие между Ветхим и Новым Заветами, в данном контексте, оказываются совершенно неуместными.
Смотрите, уже в новозаветное время, проповедовавший учение Иисуса Христа, “учение любви и всепрощения”, апостол Павел так же, как и ветхозаветный народ, не сообразил, что верующие не могут иметь ничего общего с “этим грязным делом”. Даже более опытный Варнава, и тот не смог подсказать Сергию Павлу, проконсулу Кипра, что, раз он стал верующим, нужно немедленно оставить политическую деятельность. Мало того, что он продолжал служить проконсулом обычный трехлетний срок, так после того, вернувшись с Рим, с 47 года занимался государственной финансовой политикой. А какое это грязное дело – финансовая политика! Эх, не хватило апостолам ни святости, ни мудрости, коими ныне блещут современные верующие. И ведь случай с Сергием Павлом – не единственный.
Впору нынешним христианам-пацифистам писать новое евангелие. Или, по крайней мере, выбросить из Нового Завета неудобные места. Чтобы восторжествовало наконец “евангелие любви и всепрощения”, “истинная христианская вера”, очищенная от всех этих грязных дел – от политики, брака, детей, ну, в общем, от всех этих грязных людишек, наконец.
Петр Цюкало