Согласно последним социальным опросам, большинство американцев все ещё верят в существование ада, но истинного страха пред ним практически не существует.
Даже самые консервативные евангельские христиане, кажется, больше не воспринимают ад всерьёз. Десятилетиями многие евангельские христиане принижали неудобные библейские истины и не обращали внимания на всё, что требовало трезвого размышления. Так учения о человеческом нечестии и греховности, о божественном гневе и о реальности вечного наказания, все больше и больше исчезают из евангельской проповеди.
Это не ускользнуло от всеобщего внимания. 30 лет назад, к примеру, Мартин Марти, историк религии, профессор Богословской Школы Чикагского Университета, критик всего евангельского, дал лекцию о бессмертии в Гарвардской Богословской Школе. Название его лекции было: "Ад исчез, и никто этого не заметил". Исследования Марти показали, что ни в одном из серьезных теологических журналов, за прошедшее столетие не было ни одной научной статьи, посвящённой этой теме. Отметив недостаток внимания к такой важной теме, Марти предположил, что если евангельские христиане действительно серьёзно относятся к тому, что Писание говорит о вечном наказании, то кто-нибудь да должен же обратить на это внимание.
Но мало кто это делал. Через 18 лет, газета Лос Анжелес Таймс опубликовала на первой странице статью "Попридержите Огонь и Серу", отмечая, что многие лидеры евангельских церквей, уделяющих большое внимание своим проповедям, специально отвергли тему божественного возмездия:
Они написали: "Ад был удален из Американских церквей, поскольку служители все больше и больше стараются избегать проповедовать на эту тему..., почему? - она больше не нравится прихожанам. [Согласно мнению] Харвея Кокса младшего, выдающегося автора, историка религии и профессора Гарвардской Школы Богословия: "Вы можете посещать сегодня множество церквей, где вы бы вздрогнули от неожиданности, если бы услышали даже упоминание ада".
То, что ад вышел из моды, показывает, как сильно ключевые части христианской теологии подверглись влиянию светского общества. Происходящее возвышение психологии, философии и потребительской культуры привело к тому, что адское пламя было залито водой".
В этой статье упоминался евангельский пастор, который сказал, что он верит в ад, но (цитата) "вы бы никогда об этом не догадались, слушая его проповеди... Он никогда об этом не говорил; [ведь] его пастве это было не интересно". И когда его спросили, почему учение об аде исчезло из его проповедей, он ответил: "Оно больше никого не привлекает" (буквально: не достаточно сексуально, прим. пер.).
В статье также был процитирован хорошо известный профессор семинарии, который сказал, что "ад слишком негативен, ...а церкви находятся под огромным давлением, заставляющим их ориентироваться на потребительскую культуру. Так что церкви сегодня должны больше предлагать, чем требовать".
Эта статья заканчивалась мыслью о том, что рыночные отношения - это главная причина, по которой ад изгоняется из проповедей в евангельских церквях: "Как только популяризированный евангелизм стал анализироваться с помощью рыночных инструментов, ад был отброшен. Когда церкви организовывали маркетинговые опросы, ходя по домам, то услышали, что люди хотят, чтобы у церкви была хорошая парковка, были хорошие музыканты и [даже] чтобы в их машине сменили масло во время проповеди..."
И вот наконец, безразличие привело к отрытой враждебности. В первой декаде нового тысячелетия, некоторые деятели из движения "выдвижение церкви" (emergent church) объявили учению об аде войну. Похоже, что нарыв, который зрел уже долгое время, прорвало пару лет назад, когда вышел бестселлер Роба Белла "Любовь Побеждает" (Rob Bell, Love Wins). Где Белл отстаивает позицию, что это просто абсурдно - думать, что любящий Бог может отправить кого-либо на вечные муки. Он изобразил Божью любовь, как силу, которая борется [с судом] и, в конечном счете, уничтожает требования справедливости. В истории, которую изобразил Белл, Бог не требует платы или наказания за грех. У него, божественный ответ на зло - исправить, но не наказать. И более того, расплата за грех умеренна, временна и применяется только к людям, совершившим ужасные злодеяния - массовые убийства, насилие над детьми, тиранический геноцид, а также применяется и к христианам, которые говорят неверующим, что Бога надо страшиться. Но когда наказание закончится, все в итоге окажутся в раю.
В подобной системе, Божья праведность отодвинута в сторону, покаяние - на выбор, искупление необязательно, а истина Божьего Слова сведена на нет. Другими словами, от библейского христианства здесь ничего не осталось.
Вот к чему неизбежно приводит любая попытка смягчить или упростить оригинальные истины Писания.
Некоторые предложили альтернативные способы говорить о грехе и суде: с использованием более мягкой, спокойной, рафинированной и социально приемлемой терминологией, чем та, которая используется в Писании. Грех считается плохим не из-за того, что выступает против святости Бога, а поскольку он просто приносит вред другим людям. Ад описывается не как место вечного наказания, но просто как царство, отделенное от Бога. Грешники просто выбирают вечную жизнь вдали от Бога и единственный "ад", который им достаётся, - это просто изобилие того, что они и так любят, и хотят больше всего. И ад необходим только потому, что Бог не желает делать что-либо против чьей-либо воли. Поэтому более или менее соглашаясь, Он, в конечном счёте, уступает выбору грешника. В подобном сценарии просто нет места для Божьего праведного гнева.
Это трагичная ошибка, думать, что мы можем улучшить Священное Писание или увеличить его эффективность, если сгладим его острые грани. Писание - это меч, а не мягкая швабра, и оно должно быть полностью вынуто из ножен, чтобы мы могли пустить его в то дело, к которому оно предназначено. "Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные" (Евр. 4:12). Евангелие должно противостоять плотской гордыне, должно бросать вызов человеческому мышлению, быть глупостью в глазах мирской мудрости и должно противиться всем плотским суждениям.
Да, учение об аде неприятная истина. Мы естественным образом вздрагиваем, при мысли об этом. Учение об аде является напоминанием и предупреждением о том, насколько отвратительна реальность греха. Разумный или благочестивый человек не будет радоваться реальности вечного проклятия. Сам Бог говорит: "Живу Я, говорит Господь Бог, не хочу смерти грешника" (Иез.33:11)
Но суровость Божьего гнева и ужасы ада хорошо видны в Писании. Новый Завет говорит об этом более живо и более часто, чем Ветхий. На самом деле, сам Иисус говорил об этом чаще, чем любой пророк или автор библейских книг. Совсем не сглаживая суровые слова, которые, кажется, так смущают многих современных христиан, Иисус сказал:
"Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего больше сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: да, говорю вам, того бойтесь" (Лк. 12:4-5)
"Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть вверженным в огонь вечный; и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть вверженным в геенну огненную" (Мф. 18:8–9).
Мы не поможем никому через искажение истины о Божьем гневе или пренебрегая словом о суровости Его суда. И, конечно же, мы не уничтожаем опасность ада через отказ от того, чтобы говорить или думать о нем. Если мы на самом деле верим в то, что Библия говорит о вечной судьбе грешников, то нет никакой "любви" в том, чтобы хранить молчание и не поднимать тревоги, когда это надо.
В чем же, в конечном итоге, заключается евангельская благая весть, которую мы провозглашаем? Она не заключается в том, что никто на самом деле не должен бояться Бога и игнорировать ад. На самом деле, ничего радостного бы и не было, если бы Бог просто намеревался согласиться с упрямой волей человека и забыть о требованиях Своей святости.
Благая весть ещё лучше, чем это понимает большинство верующих: Бог сделал так, чтобы Его праведность и Его любовь были друг с другом в совершенном мире. Воплотившись, Христос исполнил все требования Божьей праведности (исполнил закон, а не уничтожил его). В Своей смерти на кресте, Он полностью заплатил за грех Своего народа (утвердив таким образом триумф совершенной справедливости). И в Своем воскресении из мертвых, Он, в завершении труда по искуплению избранных, поставил даже не точку, а мощный восклицательный знак (запечатлев, таким образом, навеки обещание оправдания для тех, кто доверился Ему, как Господу и Спасителю).
Вот это послание мы должны провозглашать мирской культуре, которая совершенно не боится Бога. Мы не можем делать этого верно или эффективно, если удалим из него трудную правду Писания о ярости и гневе Бога Вседержителя (Откр. 19:15).