Мы очень любим всё, что нам стоит меньше, чем заявленная цена; а ещё больше любим мы то, что нам не стоит ничего. Нет, не воздух и не смех друзей. Я говорю о том, что стоит чего-то, но нам достается бесплатно… Распространенная и непереводимая русская халява….
Впрочем, это только слово непереводимо, а понятие повсюду употребительно и любимо… Грандиозная распродажа, небывалые скидки…. Купите два гамбургера по цене четырёх, и еще два вы получите бесплатно…
И мы покупаем, и покупаемся, и продаёмся вместе со всеми нашими нерушимыми принципами…. Да, я бросил курить, но это я свои бросил, а твои – завсегда пожалуйста (это еще М. Задорнов говорил). Да, я на диете, поэтому я прихожу в гости с пустыми руками, а в чай, тем не менее, кладу восемь ложек сахара; но не размешиваю, потому что на диете… Да, я не знаю, когда и с чем мне подвернётся возможность надеть эти желтые сапоги, но они стоили всего треть цены. Ну и что, что на них розовые помпоны...
И если бы дело ограничивалось только этим… Нет, мы уже настолько привыкли искать, где побесплатнее, что уже самые дорогие ценности у нас теряют цену... Особенно в макси-упаковках по три штуки… Про макси-упаковку я пошутила, но это — первая шутка в моей статье; да-да, считая вступление. Потому что на самом деле у нас мало причин веселиться.
Взять, к примеру, бесплатное Евангелие. Оспаривать бесплатность спасения не имеет смысла (мы сейчас не отвлекаемся на реплики некоторых воинственно настроенных атеистов про пожертвования в адрес церкви — потому что эти реплики тоже имеют мало смысла). Иисус говорил: «Даром получили, даром давайте», посылая учеников проповедовать Царство Небесное (Евангелие от Матфея, гл.10:8). Апостол Павел, рассказывая суть Благой Вести в послании к Римлянам, пишет: «Все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (Римлянам, гл.3:23-24).
Никто и не берётся спорить, что это не так. Но что это значит — «даром получили»? Мы любим, говорить о том, как христианство должно менять жизнь верующих: счастье, смысл жизни и вагон благословений, особенно материальных и особенно много. А главное — даром!
Так мы и приходим к Богу: «Давай меняться: я Тебе — верить буду, а Ты мне — всё остальное». Как говорится, мне 10 бесплатных улыбок. С собой. Потому что нам сказано, что это безвозмездно — значит, даром. И вспоминается хвост Иа-иа, очень распространенная ассоциация с «даром».
А что, верить? Верить — это легко, это самое что ни на есть даром, не считая талончиков на троллейбус по воскресеньям; но ведь талончики — уже препятствие для тех, у кого нет проездного, особенно если речь идет о троллейбусе в полдевятого утра. Ну, а если отбросить талончики, то всё остальное — даром. Потому что больше-то ничего делать не надо. Так и ходим мы в церковь — как прихожане, а потом благополучно «ухожане». И встречаемся с друзьями — тоже членами Клуба Бесплатно Спасенных — и нам хорошо вместе, потому что всё у нас бесплатное; главное, чтобы у друзей не было бесплатнее, чем у нас.
В общем, всё хорошо у нас, а потом всё будет ещё лучше, потому что плюс к этому недорогому благоденствию мы ещё и жизнь вечную получили: членам Клуба — скидка 100%! И никто не проверяет, что у нас творится на душе, чем мы живём, свободны ли мы от греха. Потому что все согрешили, и все даром искуплены, так что отстаньте все! Древнее прошло, теперь всё бесплатное! Кому согрешил — всем прощаю! Мир, дружба, благодать!
Так мы и превращаем жизнь Иисуса Христа — цену всей этой «бесплатности» — в дармовщинку, в бесплатный трактат, который нам мимоходом сунули в руки на углу магазина. Многие его так же мимоходом кинули в мусор, а мы затолкали в карман — авось, пригодится — это же бесплатный флаер на небо!.. Он за это жизнь отдал — даром. Такой вот нехилый подарок.
А мы? Когда нам делают дорогой подарок, мы считаем, что нас это к чему-то обязывает. Жизнь Христа не оплатить ничем. А что, нам это и на руку: зачем стараться, если спасение не купить? Всё! Всё бесплатно, мы отдыхаем. Читать Библию и молиться — это трудно, пожертвования — это дорого, рассказывать друзьям о Христе — это неловко. И потом, я верю — а добрыми делами жизнь вечную не купишь.
Прежде, чем осуждать кого-то, я всегда обращаюсь внутрь себя. Потому что откуда мне взять эти трагичные шутки про троллейбус в полдевятого утра, или про прихожан и «ухожан», как не из своей жизни?! Сколько раз я ловила (и ловлю) себя на мысли, что не то я делаю, что правильно по-другому поступать — но по-другому будет мне чего-то стоить… Ладно, если дело касается лишнего рубля, данного на сдачу, тут себя ещё можно перебороть… Но вот…
Не далее чем в предыдущем выпуске «ПТ», в статье «Кредо», читаю: «Мы верим, что веру можно отодвинуть в сторону, если она начинает причинять беспокойства и требовать жертв. Мы верим в страстную преданность Богу — если она не мешает нам и дальше перезаписывать пиратские диски...»
Мне интересно, сколько ещё человек остановилось, чтобы подумать над истинным смыслом этой статьи. Не о том подумать, какой же всё-таки это плохой человек, этот самый среднестатистический, у которого никаких абсолютных ценностей; а подумать о том, какие у нас ценности. Нам ведь тоже главное — чтобы было удобно; а всё, что сверх наших сил — оправдывается: это либо «даром получили», либо «не судите, да не судимы будете», такие вот у нас недорогие оправдания…
Смерть Иисуса на кресте — это не коммерческая фишка типа «сегодня всё по цене Одного». Мы не платим за спасение просто потому, что нет в нас ничего, чем мы могли бы заплатить. Это не бесплатно! Это бесценно! Так давайте не будем жить на халяву. Да, никакие добрые дела не смогут заслужить спасение. Но разве это спасение не заслуживает с нашей стороны добрых дел, добрых мыслей, добрых слов? Просто в благодарность за то, что Иисус сделал для нас, просто потому, что... Потому что жизнь слишком коротка, чтобы потратить её на халяву. И слишком драгоценна.
«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют, и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше»(Мф 6:19-21).