Зачем британка пожертвовала посторонним почку, 16 яйцеклеток и 45 литров крови
Что движет людьми, бескорыстно отдающим собственные органы незнакомым людям? На днях стало известно, что британка Трейси Джоллиф пожертвовала почку и яйцеклетки и планирует поделиться печенью. У нее есть единомышленники, тоже готовые жертвовать здоровьем ради других. Попробуем разбираться в мотивах поступков так называемых альтруистических доноров.
Отдавать себя
«Ровно год назад я очнулась после того, как одну из моих почек пересадили другому человеку, — пишет микробиолог Трейси Джоллиф в Facebook. — Теперь швы почти незаметны. Могу подтвердить, что чувствую себя не хуже, чем с двумя почками. Надеюсь, у реципиента тоже все в порядке».
Она выросла в семье военных медиков и хотела связать свою жизнь с медициной. В 18 лет записалась в регистр доноров костного мозга, начала сдавать кровь. К 50 годам из нее выкачали около 45 литров крови.
В 27 лет британка пожертвовала шестнадцать яйцеклеток бездетным семейным парам. «Я не планировала заводить детей», — объяснила она в интервью телеканалу BBC. Раз так, почему бы не помочь нуждающимся?
Пять лет назад Джоллиф решила расстаться с почкой. Ей неизвестно, кому достался орган, и она не собирается это выяснять. Достаточно и того, что благодаря ей кому-то спасли жизнь. «Я напоминаю себе об этом каждый день, — говорит она. — И если бы у меня была еще одна лишняя почка, я бы отдала и ее».
Лишних почек у нее больше нет, но она может спасти еще одного человека, пожертвовав частью своей печени. Этот орган отличается исключительной способностью к регенерации. Как правило, утраченный фрагмент полностью восстанавливается через несколько недель. Тем не менее риск есть, и немалый. Пересадка правой доли печени заканчивается гибелью донора в одном случае из двухсот. Джоллиф это не смущает.
Тех, кто бескорыстно жертвует собственными органами ради спасения посторонних людей, называют альтруистичными донорами. С каждым годом их все больше, и не исключено, что именно за ними будущее трансплантологии.
Альтруистичные доноры
Обычно для пересадки используют органы погибших. Проблема в том, что органов всегда не хватает. В 2014 году в пересадке нуждались более ста тысяч граждан США, но сделать удалось лишь 17 тысяч операций. В России ситуация не лучше. В 2015 году в РФ новую почку получили меньше четверти потенциальных реципиентов. 56 пациентов погибли, так и не дождавшись своей очереди.
У человека две почки, а для полноценной жизни вполне достаточно одной. Вопрос только в том, где взять живого донора. Родственники, как правило, готовы помочь, но одной готовности мало. Чтобы орган прижился, нужна подходящая группа крови и правильный набор антигенов и антител. После проверки значительная доля доноров отсеивается.
Задачу усложняют законы, направленные на борьбу с черным рынком органов. В России, например, запрещено изымать органы живых доноров, не имеющих генетической связи с реципиентом. Аналогичный закон действовал и в Великобритании: его спешно приняли в 1989 году, когда выяснилось, что в страну массово ввозят молодых людей из Турции, желающих за небольшую сумму продать одну из своих почек.
В 2006 году ограничения ослабили, и теперь британцы могу пожертвовать почку кому угодно при одном условии: им не сообщат, кто ее получит. Спустя год появился первый альтруистичный донор. «Мы думали, что благих намерений надолго не хватит, — вспоминает хирург Пол Гиббс. — Ну, может, найдется еще полдюжины энтузиастов, а потом конец». Специалисты ошибались: к сентябрю 2016 года 500 граждан Великобритании бескорыстно пожертвовали свои почки незнакомцам.
501-м альтруистичным донором стала 57-летняя жительница лондонского пригорода Валери Ноубл. Она работает дизайнером интерьеров и в отличие от Джоллиф, далека от медицины. Однажды женщина посмотрела документальный фильм о пересадке почек и не могла отделаться от мысли, что должна кому-то помочь. «Я подумала, что уже свое пожила, у меня есть две функционирующие почки, и одну из них вполне можно отдать», — объясняет она.
Скрытые мотивы?
Похожие истории могли бы рассказать многие доноры. Британка Клэр Болито, в 2014 году отдавшая одну из почек незнакомому человеку, узнала о такой возможности из радиопередачи. Она давно чувствовала себя в долгу перед миром и поняла, что ей представился шанс расплатиться.
Реакция окружающих на это решение оказалась неожиданной. Никто не восхищался ее смелостью и не хвалил за бескорыстие. «Моя лучшая подруга ужасно разозлилась на меня, когда узнала, — призналась Болито изданию The Guardian. — Мой наставник в "Анонимных алкоголиках" тоже не хотел, чтобы я это делала. До сих пор не знаю почему».
Это очень типично. Альтруистичные доноры вызывают у людей настороженность, а то и агрессию. На первых порах даже врачи считали их поведение патологическим, искали скрытые мотивы. Многим проще поверить в то, что человеком движет не самопожертвование, а мазохизм, желание привлечь к себе внимание или избавиться от вины.
В США, где закон не запрещает контакты между донором и реципиентом, страсти кипят еще сильнее. В 2009 году журнал New Yorker писал про мужчину, отдавшего почку незнакомой оперной певице. После операции в его палате зазвонил телефон. Он снял трубку, и на него тут же обрушился поток проклятий. Женщина на другом конце провода объявила, что мечтает о его смерти, потому что он пожертвовал почку не ее мужу, а кому-то другому.
Нередко ни доноры, ни реципиенты не понимают, как жить дальше. На донорских форумах рассказывают о семье, распавшейся после того, как муж отдал свою почку жене, о женщине, от которой отвернулись родственники, когда ее почка, пересаженная сестре, не прижилась. В январе сообщалось о еще одном случае подобного рода: американка пожертвовала почку своей начальнице, а та ее уволила. Теперь они судятся.
Выгодный обмен
В 2014 году психологи Кристин Бретел-Хаувиц и Эбигейл Марш предложили объяснение тому, почему в некоторых местах альтруистичных доноров больше, чем в других. Они изучили данные о всех гражданах США, пожертвовавших почку посторонним людям с 1999 до 2010 года. Оказалось, что уровень альтруизма напрямую связан с благополучием региона. То есть те, кто хорошо живут, охотнее помогают незнакомым.
Другая идея, предложенная экономистами, уже спасает жизни. Нередко у пациента есть родственник или знакомый, который хотел бы помочь, но не может из-за несовместимости органов. Если таких пар много, они могут скооперироваться и помочь друг другу. В этом случае достаточно одного альтруистичного донора, чтобы запустить цепную реакцию.
Люди легче соглашаются на пересадку органов, когда понимают, что это поможет многим людям, пусть и незнакомым, поэтому цепочки доноров становятся все популярнее. Об одном из случаев в 2015 году рассказывал телеканал CBS.
55-летняя жительница Калифорнии Зулли Брусард планировала пожертвовать почку своей знакомой, но та нашла донора без ее помощи. Тогда она отдала ее 26-летнему молодому человеку, в течение двух лет выживавшему за счет машины для диализа. Почку его невестки пересадили 52-летней женщине, страдавшей от поликистоза. В свою очередь ее сын пожертвовал орган еще одному незнакомцу. В итоге были спасены шесть человек.
Чтобы провернуть задуманное, понадобилась помощь десятков специалистов и специальное программное обеспечение для подбора пар донор-реципиент. «Я знаю, что произошедшее больше, чем мы сами, — говорит Бруссард. — Уверена, что все это устроила какая-то высшая сила».