Пожар, раздутый «Братьями-мусульманами», вдохновленный исключительным благоволением администрации США и который казалось, вот-вот спалит все до одной страны арабского мира от Туниса до Ирака, сплавив их всех вместе в давнюю мечту политического ислама — новый халифат, бесславно и стремительно прогорел, с шипением и искрами, дотлевая теперь по разным углам региона.
На смену ему с новой и неистовой силой разгорелся другой древний пожар, сжигающий в суннито-шиитском противостоянии салафитского интернационала и персидской коалиции беспощадных и жестоких фанатиков с обеих сторон.
Именно так протекает теперь сирийская война, давно уже не гражданская, начинающаяся в Ираке и заканчивающаяся в Ливане.
Ливан, некогда оазис и жемчужина арабского Леванта всё больше втягивается в воронку сирийского кровопролития и иракская реальность регулярных взаимных подрывов с помощью многочисленных желающих отправиться к гуриям, все в большей степени становится неотъемлемый частью ливанского быта.
Растёт напряжение в Египте, где военная хунта загоняет обратно в подполье «Братьев-мусульман», всё ещё ошеломленных потерей в одночасье всего и зализывающих раны, но вряд ли готовых сдаться без боя. Из других проблем, помимо гражданской войны у Египта на выбор ещё пустая казна и грядущие проблемы с острой нехваткой воды.
В Иордании, королю пока удаётся сохранять свой режим, сдерживая нарастающую активность исламских радикалов как Аль-Каиды, так и «Братьев-мусульман».
В Турции, политические потрясения, связанные с разладом внутри исламистской коалиции начинают сокрушать и экономические показатели, вовлекая республику в штопор неуправляемого и ускоряющегося падения.
В панике перебывают Саудовская Аравия и окрестные княжества, готовящиеся к противостоянию, но отнюдь не с сионистским врагом. Исключительное положение крупнейших поставщиков энергоносителей становится все менее востребованным в мире, а вслед за потерей актуальности грядет и необходимость самостоятельно разруливать конфликт с персами, которые давно и весьма плотоядно поглядывают на богатых, но в общем беззащитных соседей. Некоторые из княжеств уже начали подстилать себе соломку, договариваясь с Ираном, разумно поощряющим ренегатство прежних саудовских сателлитов.
Особняком стоит Катар, давеча амбициозно решивший побороться с Саудовской Аравией за почетное звание главного спонсора мировой исламской революции и растративший на необходимое позиционирование бешенные суммы, так и не получив взамен никаких осязаемых дивидендов.
Лучше всех положение у Исламской республики Иран, расширившей свое региональное влияние в ходе исламских беспорядков, получившей от команды Обамы мандат на местное лидерство, поправляющей своё шаткое экономическое положение и бравирующей успехами в деле одурачивания наивных западных держав. Правда, внутреннее напряжение в стране растет и сдерживать его режиму аятолл становится всё труднее.
Суетящиеся вокруг Израиля террористические организации также оказались в крайне незавидной ситуации, компенсируя реальную неспособность стратегически напакостить евреям, громкой похвальбой.
Хизбалла, воюющая с суннитами на два фронта в Сирии и Ливане пару недель назад объявила всеобщую мобилизацию своих бойцов, что свидетельствует об отчаянном положении организации, находящейся на пределе своих возможностей. Хамас, объявленный египетскими властями террористической структурой, живет в тяжелом когнитивном диссонансе за счёт гуманитарной помощи от ненавистных сионистов. ФАТХ, теряющий позиции в Иудее и Самарии в пользу исламских радикалов изо всех сил пытается избежать нормализации с Израилем, не соскользнув при этом в крупномасштабный конфликт, который его угробит.
В этом бешенном окружении, Израиль со всеми своими проблемами выглядит как оазис. В стране сохраняется уровень безработицы ниже, чем в Соединенных Штатах и Европе. И хотя затраты на жилье высоки, а в социальной сфере и образовании необходимы серьёзные реформы, в целом жить в Израиле совсем не плохо.
В последнее десятилетие, Израиль приложил немало усилий для создания альтернативных, помимо природных, источников водных ресурсов.
В октябре в Израиле заработала на полную мощность опреснительная установка в Сореке, являющаяся одной из крупнейших в мире. Она обеспечивает почти 150 миллионов кубометров воды в год. При этом общий объем опреснения морской воды достигнет в стране 600 млн. кубометров в год к 2015.
Опреснённая вода стоит примерно в 2 раза дороже природной. Её производство требует значительных энергетических затрат, поэтому большинство соседних стран просто не могут себе позволить подобные расходы.
Опреснительные установки в Израиле работают на природном газе. В прошлом Израиль был вынужден импортировать большую часть необходимого ему газа. Однако добыча газа в береговом шельфе страны снизила этим летом импорт до 13% от общего потребления. Более того, новые подводные месторождения, обнаруженные в последнее время, позволят Израилю в ближайшие годы не только обеспечить себя необходимым количеством энергоносителей, но и самому стать экспортером.
Другими словами, для Израиля 2013 в целом был далеко не самым плохим годом. Главное, чтобы правительству хватило твердости и ума удержать израильские позиции на переговорах с террористической организацией ФАТХ и не дать неуёмной активности госсекретаря Джона Керри и его босса нанести еврейскому государству необратимый ущерб.