Имея в наши дни уже более одного миллиарда последователей, ислам в последние 50 лет является самой быстрорастущей религией в мире. Ислам становится все более популярным в Европе и Америке, а также доминирующим во многих странах Ближнего Востока, Африки и Азии, причем во все более и более агрессивной и нетерпимой к другим религиям форме.
В обществе есть два полярно отличающихся друг от друга взгляда на ислам. Первый из них гласит: ислам – сугубо мирная религия, а теракты совершают лишь фанатики, которые неверно толкуют Коран. А вторая точка зрения базируется на мнении, что все мусульмане – террористы, поэтому их необходимо уничтожать. Мы как люди, прожившие немалое время в мусульманской стране и общавшиеся с разными мусульманскими группами, постараемся более развернуто проанализировать оба этих представления.
Итак, первое утверждение: ислам – мирная религия. По нашему мнению, это довольно сильное заблуждение, что доказывают и действия мусульман. Наверное, излишне напоминать некоторые из них, которые сложно назвать гуманными – события в Беслане, атака на торговые центры в Нью-Йорке 11 сентября, взрыв в лондонском метро и т.д. Даже многие мусульманские круги, особенно либеральные, настроенные на частичный диалог с Западом, зачастую называют такие действия «неподобающими мусульманам», а когда им цитируют Коран, призывающий к джихаду (войне против неверных), они отвечают, что эти «исламские фанатики» неверно толкуют Коран, так как там Мухаммед говорил о войне духовной, а не физической. А в ответ, наоборот, ставят в вину христианам крестовые походы и, конечно же, войну в Ираке.
Но здесь необходимо помнить, что, во-первых, среди христиан, как и среди людей любых других религий, всегда были, есть и будут подлые и низкие люди, поэтому необходимо смотреть на лидера. Христианство имело позорные моменты в своей истории, а это не только крестовые походы, но также инквизиция, практика индульгенций и многое другое. Но дело в том, что Христос никогда не призывал нас к войне, наоборот, показал нам пример смиренности и истинной любви к врагам, когда он, имея реальную силу и власть, не стал ею пользоваться, позволив себя распять.
Давайте же посмотрим, к чему призывал Мухаммед. Исторически доказано, что он был очень успешным полководцем. Обратимся к Корану: «Сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха и в последний день, не запрещает того, что запретил Аллах и Его посланник, и не подчиняется религии истинной – из тех, которым ниспослано писание, пока они не дадут откупа своей рукой, будучи униженными. И сказали иудеи: «Узайр – сын Аллаха». И сказали христиане: «Мессия – сын Аллаха». Эти слова в их устах похожи на слова тех, которые не веровали раньше. Пусть поразит их Аллах! До чего они отвращены!» (Коран 9:29, 30); «О, пророк! Борись с неверными и лицемерами и будь жесток к ним. Их убежище – геенна, и скверно это возвращение!» (9:74). Как раз в этом месте который раз мусульмане говорят о духовной войне с развратом сего мира, а не физической. Но как же тогда понять вот такие аяты: «И убивайте их, где встретите, и изгоняйте их оттуда, откуда они изгнали вас: ведь соблазн – хуже, чем убиение!…» (2:187а), или «А когда вы встретите тех, которые не уверовали, то – удар мечом по шее…» (47:4а), или еще «…бейте же их по шеям, бейте их по всем пальцам» (8:12). Кажется, довольно явно видно, что соотнести эти призывы со словами из Библии «…наша брань не против крови и плоти…, а против духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12) очень сложно.
И тому подтверждение, как мусульмане относятся к религиозным меньшинствам в своих странах. Не секрет, что в Европе и США права мусульман защищаются не меньше, чем христиан или иудеев, если не сказать более, что в некоторых странах они даже обладают правами большими, чем другие вероисповедания. В таких же странах, как Саудовская Аравия, Пакистан быть немусульманином не только понизит вас в гражданских правах, но это будет опасно для жизни вашей и вашей семьи.
Почему же мусульмане так нетерпимо относятся к другим религиям? Тому есть несколько причин. Коран учит, что конец света придет тогда, когда на земле не останется ни одного праведного (т.е. мусульманина); другими словами, их цель – продлить дни этого мира, и самый лучший для того способ – обращать других в ислам, а противников просто уничтожать, тем более, что для неверного лучше умереть, чем быть неверным (2:187). Это обратно противоположно учению Библии, в которой сказано, что конец света придет тогда, когда «будет проповедано Евангелие всей твари», цель христиан – приблизить эти дни, чтобы воссоединиться с Господом.
Мусульмане также верят, что спасение можно обрести двумя способами. Первый – очень тяжелый, посредством выполнения 5-ти столпов ислама и еще множества различных предписаний, которых насчитывается около 80-ти! Причем многие из установок очень жесткие (например, исламом предписан пост по время месяца Рамадана, когда запрещается есть и пить в дневное время; даже если проглотите слюну, это будет считаться невыполнением условий поста, а наказание за это – 60 дополнительных дней поста после его окончания). Не лучше ли иметь альтернативу, чтобы в рай можно было попасть легче и быстрее? И такой способ есть! Нужно стать шахидом, воином-мучеником за ислам, в этом случае, рай гарантирован (4:76).
Следующая проблема, связанная с исламом, как ни странно, именно та, в чем обычно мусульмане обвиняют христиан (в том, что наше Писание было изменено церковным духовенством в своих интересах). Мы убеждены, что авторитет Библии для всех нас доказан эмпирически, при помощи исторических доказательств, а также нашим собственным духовным опытом. Но вот о Коране этого сказать нельзя.
Во-первых, Библия была проверена сбывшимися пророчествами и множеством чудес. Коран же воздерживается от каких-либо точных пророчеств, в основном – это высказывания, которые можно толковать многими путями. Кроме того, пророк Мухаммед за свою жизнь не сделал ни одного чуда, приводя «железный довод», что Коран является самым большим чудом (2:118, 3:181-184, 4:153, 6:8,9,37). Откровения же, из которых состоит Коран, Мухаммед получал от ангела Джебраила, причем каждый раз Мухаммед впадал в приступ эпилепсии. Читавшие Библию знают духовный источник этой неизлечимой с точки зрения медицины болезни.
Во-вторых, историческое происхождение Корана тоже очень сомнительно. Коран в том виде, в котором он есть сейчас, составлялся после смерти Мухаммеда. Причем собиралась книга стихийно, так как было множество людей, которые зачитывали аяты наизусть, причем нередко «духовность» этих людей, а, следовательно, и достоверность текстов, не проверялась. Часть же аятов была записана на пальмовых листьях и белых камнях. В результате, во времена Османа, 3-го халифа, было несколько (!) разных текстов Корана. Халифу это явно не нравилось. Он выбрал из этих текстов один, а другие приказал сжечь (были сожжены тексты Абдаллаха ибн Масуда и Убаййя ибн Кааба). Это не наши домыслы, а исторический факт, зарегистрированный мусульманским, а не христианским историком (ас-Сахих ал-Бухари, т. 6, с. 479). В этих мусульманских исторических источниках также содержится информация о недостающих аятах в Коране (ас-Сахих Муслима,т. 2,с. 501, с. 740; Ал-Иткан фи Улум ал-Куран ас-Суйути, с. 525; ал-Муватта Малика, с. 352,с. 540, с. 288).
Может это покажется шокирующим, но в нетерпимости мусульман к другим вероисповеданиям лежит духовная причина, и тянется она с древних времен. Дело в том, что мусульмане, основная часть из которых – арабы, являются братьями евреев. Ведь братом Исаака был Измаил, сын Авраама от служанки Агари. Измаил, став непримиримым врагом Исаака, оставил эту преемственность и своим потомкам. Бог тогда через Ангела сказал Агари: «Вот, ты беременна, и родишь сына, и наречешь ему имя Измаил; ибо услышал Господь страдание твое. Он будет между людьми, как дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих» (Быт. 16:11,12). Неизбежность конфликта Измаила с «братьями» (а братья его – это потомки Исаака, и мы, христиане, в том числе) очевидна. Особенно это видно из многолетней ненависти и многовекового противостояния между арабами и евреями.
Мусульмане, несмотря на все эти факты, пытаются выставить ислам как мирную религию, для этого даже проделываются такие трюки, как умышленное изменение перевода с арабского. Например, в аяте 3:54 говорится: «Иудеи хитрили, и Аллах хитрил, а ведь Аллах – самый совершенный из хитрецов». Так вот: слово «хитрец» в английском переводе звучит как «planner», то есть тот, кто планирует. Аналогичный перевод и в немецком. Другой стих: «Скажи, [Мухаммад], не принявшим участия [в джихаде] арабам-кочевникам: «Вас призовут [на войну] против грозных воинов…» (48:16а). В данном случае, фразу «на войну» в английском и немецком переводе вы просто не найдете. Согласитесь, эти «небольшие» неточности довольно существенно меняют смысл.
Ислам поощряет действия исподтишка, лишь бы это было на пользу делу религии: «А когда кончатся месяцы запретные, то избивайте многобожников, где их найдете, захватывайте их, осаждайте, устраивайте засаду против них во всяком скрытом месте!» (9:5а). Это уж очень похоже на тактику террористов, которые в своем большинстве являются именно мусульманами.
Анализируя эти факты, можно сказать, что высказывания мусульманских либеральных лидеров о том, что «теракты совершают не истинные мусульмане, а лишь фанатики-отщепенцы», неверны. Скорее, наоборот: если следовать Корану, то именно эти воинственные, бескомпромиссные и безжалостные боевики, ставшие нам такими знакомыми по фильмам и многочисленным сообщениям в СМИ, как раз-то и являются истинными мусульманами и последователями своего пророка.
При все при этом есть очень печальная статистика: ислам не только самая быстрорастущая религия, но и 20% миссионеров, работающих в мусульманских странах, обращаются в ислам. Это говорит о том, что мы имеем дело с очень серьезной духовной силой – духами заблуждения, безнадежности, законничества, нетерпимости, похоти (это вам докажут все, кто побывал в исламских странах, особенно женщины), отсутствия здравого смысла и пр. И тенденция последних нескольких десятилетий показывает, что ситуация принимает все более серьезный характер.
Конечно, возникает резонный вопрос: проблема явна, но что же делать? Как выходить из кризиса? Как решить проблему, которая формировалась веками? Тут мы подходим ко второму большому заблуждению относительно мусульман: мнению о том, что все мусульмане – террористы. После изматывающих и безрезультатных войн в Афганистане, Ираке, Чечне и других странах мы убедились, что военное вмешательство лишь усугубляет проблему. Этими словами мы не осуждаем и не оправдываем какие-либо действия против мусульманских стран, констатируя лишь факт, что все действия были безуспешными.
Ответ на самом деле очень прост, но и вместе с этим глубок и чрезвычайно сложен. Один человек, проживший много лет в мусульманской стране, сказал: «Если мы служим мусульманам, то должны рассматривать ислам в свете расшифровки аббревиатуры «ISLAM» – I Should Love All Muslims (Я должен любить всех мусульман. – автор). Тут и содержится ответ на сложнейший вопрос: сможете ли вы любить тех, кто вас ненавидит, кто вам лжет, кто хочет вас уничтожить, кто берет в заложники ваших детей и подкладывает бомбы? Но ведь вы, христиане, должны не просто любить, а идти и проповедовать Евангелие в любви, иначе они придут и принесут нам ислам. Не верите? Выйдите на улицу и увидите за день хотя бы 2-3 женщины, которые имеют славянскую внешность, но ходят с покрытой головой и одеты в характерную мусульманскую одежду. Если вы думаете, что проблема далеко от вас, то сильно заблуждаетесь. Завтра вашего сына могут призвать в армию воевать с мусульманами, а ваша дочь может попасть под чары мусульманина, полностью приняв его веру, культуру и мировоззрение. Коран запрещает выходить замуж мусульманке за немусульманина, а вот мусульманин может жениться на иноверной, притом, жена его и все их дети становятся автоматически мусульманами.
Свидетельствуя же мусульманам, мы должны знать все доводы, что приведены выше, но использовать их только в том случае, если вы уверены, что человек ищет, прежде всего, истину, а не пытается любыми способами защитить свою религию, даже если он о ней мало что знает. Нас поражает, насколько мало мусульмане знают об исламе, Коране и о жизни Мухаммеда, а тем более – обо всех духовных последствиях, вытекающих из распространения ислама. В данный момент мусульманский мир переживает серьезные преобразования. С одной стороны, многие мусульмане становятся более радикальными и нетерпимыми ко всем остальным, с другой стороны, многие из них разочаровываются в Аллахе и становятся на атеистическое или гуманистическое мировоззрение. Атеистическая тенденция особенно интенсивна среди тех, кто побывал на Западе или имеет высшее образование.
Однако, сделав неутешительный вывод по поводу ислама, мы хотим сказать, что многое из того, что написано выше, не присуще большинству мусульман или тем, кто себя таковыми считают. На самом деле, общепринятый взгляд гласит, что мусульманин должен быть добрым и отзывчивым, любящим своих гостей и помогающим людям, невзирая на его религиозную принадлежность. К счастью, многие из них так и поступают. В этом вы можете убедиться, когда посетите, скажем, Азербайджан или Турцию, будете отдыхать в Тунисе или Египте. Среди мусульман очень много хороших людей, иногда даже кажется, что больше, чем в Украине или в России. Но тем более мы должны отдать себя тому, чтобы рассказать этим людям о спасении в Иисусе.
Проведя много лет в мусульманской стране, мы пришли к поразительному выводу, что Бог говорит местным людям, приходит в видениях, дает знаки мусульманам намного интенсивнее, чем мы видим это в наших странах. Почти каждый обращенный из ислама может поведать историю о сверхъестественном опыте. Но тем более это говорит о том, что эти люди нуждаются в ком-то, кто расскажет им о Христе. Мы помним из 19 главы Деяний: хотя Корнилий видел видение и уже верил в Бога, все-таки апостолу Петру необходимо было прийти к нему и рассказать Евангелие. А в послании к Римлянам сказано: «Но как призывать Того, в Кого не уверовали? Как веровать в Того, о Ком не слышали? Как слышать без проповедующего? И как проповедовать, если не будут посланы?» (Рим. 10:14-15). Кажется ли вам справедливым, что в западном мире каждый человек слышит Евангелие в среднем 17-18 раз в жизни, а в исламском мире количество миссионеров по отношению к местным жителям в среднем выглядит в виде пропорции 1/40000? И хотя на данный момент в общей сложности очень мало мусульман, обращенных в христианство, мы видели немало мусульман, искренне обращающихся ко Христу.
Привести мусульманина к Истине непросто. Нужно знать, что ислам – это абсолютно другое мировоззрение и другие ценности. Вдобавок ко всему, восточная культура накладывает свой отпечаток. Но необходимо знать, что в первую очередь, мусульмане будут интересоваться не нашими знаниями Библии или частотой походов в Церковь, но нашим образом жизни. Нельзя начинать свидетельство мусульманину, показывая различия между религиями, особенно нельзя ни в коем случае каким-либо образом задевать Коран и Мухаммеда, это – табу. Горький опыт с датскими карикатурами на Мухаммеда, которые, если честно, ничего особо оскорбляющего не содержали, яркое тому доказательство. И наоборот, не надо приводить стихи из Корана, которые якобы доказывают божественность Христа и другие; этими стихами вы ничего не докажете, а у них создастся впечатление, что Коран является для вас авторитетом.
Вообще, эта культура – культура отношений. Мусульмане вряд ли придут на программу, запланированную беседу или тем более евангелизацию. Из нашей практики мы видим, что большая часть покаяний происходит в результате крепких дружественных отношений и личного свидетельства и примера христианина, хотя часто это может занять несколько месяцев, а то и лет. Джон Гилкрист в своей книге «Бог или пророк» дает основные правила, которыми нужно руководствоваться при свидетельстве мусульманам. Поэтому мы советуем христианам прочитать эту и другие книги Джона Гилкриста о Мухаммеде и Коране. Мы молимся, чтобы Бог дал вам ревность для служения мусульманам. Заканчивая, хотим напомнить слова Иисуса: «…идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мрк. 16:15). Жатва поспела, и Хозяин жатвы ждет тех, кто ответит на Его призыв!
Автор статьи родился в России. В Турции живет более 10 лет, 6 из них – непосредственно в служении. Работает с турками, курдами и русскоязычными, многие из которых также мусульмане. Является членом русско-турецкой Церкви в городе Измире (библейская Смирна).