В первой половине XVII века в Англии большой размах приобрело движение пуритан. Слово «пуританин» – латинского происхождения, оно означает «чистый». Англиканская Церковь образовалась, как известно, в ходе Реформации и пошла по пути принятия доктрин протестантизма. Но, по мнению пуритан, она остановилась на половине дороги, так как сохранила в своей структуре и обрядовой практике много «отбросов папства». Этих христиан не устраивали частичные реформы богослужения и церковной жизни: они ратовали за глубокую и полную реформу на библейских началах. Библию пуритане почитали наивысшим авторитетом в делах веры и единственной основой правильного жизнеустройства. Ссылаясь на Священное Писание, пуритане выдвигали требования по ограничению королевской и епископской власти, выступали за подлинную свободу совести и отделение Церкви от государства. Одним из самых ярких представителей этого движения был великий английский поэт и общественный деятель Джон Мильтон. В этом году исполняется 400 лет со дня его рождения.
Пуританская пастораль
Будущий защитник духовной свободы и создатель знаменитых поэм «Потерянный рай» и «Возвращенный рай» родился 9 декабря 1608 года в Лондоне, в зажиточной протестантской семье. В памяти поэта запечатлелся светлый образ отца, который сочинял музыку для библейских псалмов, занимался литературой и, естественно, всячески поощрял поэтическое и общее развитие чрезвычайно одаренного сына. Джону еще не было и десяти лет, когда он уже поражал взрослых глубокомысленными стихами. Тогда же Мильтона определили на учебу в Грамматическую школу Св. Павла. «Моя страсть к учению была так велика, что, будучи двенадцати лет от роду, я с трудом отрывался от своих уроков и ложился спать не раньше полуночи, – вспоминал Мильтон. – Это было первой причиной ухудшения моего от природы слабого зрения. Кроме того, я часто страдал головными болями. Но все это не охлаждало моей любознательности».
Юный Мильтон непрерывно писал стихи. Его первыми поэтическими опытами были стихотворные переложения псалмов. Во время учебы в Кембриджском университете Мильтон создал цикл небольших произведений, которые явили в нем гениального поэта. Взыскательная публика громко заговорила о Мильтоне, познакомившись с его пасторальной поэзией. Этот жанр захватил молодого выпускника Кембриджа, когда он в течение пяти лет жил в деревенском имении отца. Там он продолжал штудировать латинских и греческих писателей, Ветхий и Новый Заветы на языке оригинала, сочинял превосходные сонеты, воспевая жизнь природы и простых сельских жителей.
Поэтическую душу Мильтона с детства манила Италия. Наконец мечты сбылись. В 1638 году он отправляется в длительное путешествие по Италии и Франции. В Риме Мильтон знакомится с сокровищами Ватиканской библиотеки, беседует с учеными кардиналами, в Неаполе и Флоренции приобретает много новых друзей из мира науки и искусства. Путешественника с восторгом принимают в научных и литературных сообществах. Знание древних языков, свободное владение итальянским, необозримый запас всесторонних знаний – все это приковывает к Мильтону внимание образованного общества.
Земля великих ученых, художников, поэтов оставила неизгладимый след в душе Мильтона. Особое впечатление на него произвели религиозные мистерии на библейские темы грехопадения и искупления человека. Воображение поэта рисовало контуры большой эпической поэмы. Мильтон дал обещание итальянским друзьям, что, «присоединив к своим природным способностям прилежное изучение и упорный труд», он «оставит потомству памятник, достойный того, чтобы быть сохраненным». Это был намек на замысел великого творения – «Потерянный и возвращенный рай».
Поэт и революция
Почти полтора года провел Мильтон за границей. На его родине тем временем бушевали народные волнения и политические страсти. Король Карл Первый фактически отстранил парламент от государственных дел. Он самолично определял размеры налогов, по своему усмотрению управлял торговлей, жестоко расправлялся с инакомыслящими. А в церквах назревал духовный кризис. Несмотря на несогласие пуритан, вся духовная власть сосредоточилась в руках одного человека – архиепископа Кентерберийского Лоуда. Этот высокопоставленный иерарх взял на себя миссию подавления пуританского движения. Желая искоренить пуританство, он благословлял самые суровые и бесчеловечные меры в борьбе с религиозными диссидентами: бичевание, клеймение, вырезание ноздрей, смертную казнь.
Сторонник короля, Лоуд не терпел разномыслия и прилагал все усилия к тому, чтобы в церковной жизни повсеместно установилось абсолютное единообразие. Он даже подготовил специальную «Книгу общих молитв» и попытался внедрить ее не только в Англии, но и в Шотландии. Пуританские круги резко воспротивились деяниям Лоуда. Они настаивали на утверждении принципов духовной и гражданской свободы.
Вернувшись на родину, Джон Мильтон оказался в самой гуще борьбы партий и движений. Очень чуткий и отзывчивый человек, он, конечно, не мог оставаться равнодушным зрителем духовных и политических баталий. Его симпатии были на стороне поборников свободы совести. Мильтон выпускает в свет острое публицистическое сочинение «О Реформации в Англии и причинах, задержавших ее». Противники его взглядов организовали травлю поэта, не гнушаясь низкой клеветы. Мильтон выдержал нападки, а его сочинение достигло конкретной цели: из Палаты лордов были удалены все епископы, и власть их была существенно ограничена.
Тогда Мильтон распространил еще один свой труд – «Речь в защиту печати». Это было красноречивое и убедительное обращение к парламенту о необходимости защиты свободы слова. Мильтон, по сути, разработал обширный манифест политической и религиозной свободы. Поэт впервые во всеуслышание смело заговорил о праве на свободомыслие, на неподцензурную печать. «Убить книгу – все равно, что убить человека. Кто уничтожает книгу, тот уничтожает разум, – писал Мильтон. – Есть люди, которые постоянно жалуются на расколы и секты и считают ужасной бедой, если кто-либо расходится с их понятиями. Высокомерие и невежество – вот причина недовольства тех, кто не в состоянии снисходительно выслушать и переубедить. Поэтому они подавляют все, чему нет места в их катехизисе. Создают беспорядок и нарушают единство именно те, кто сам не собирает и другим не позволяет собрать воедино разрозненные части, недостающие для полноты Истины».
Проникновенное послание Джона Мильтона тронуло самые твердокаменные умы и сердца. Часть цензоров отказалась от своей должности, цензура была значительно ограничена, а позже, при Кромвеле, и вовсе упразднена.
Когда Оливер Кромвель получил большую власть в стране, став лордом-протектором, для сторонников парламента и многих диссидентов настали благоприятные времена. Кромвель не преминул воспользоваться талантами Мильтона. Он предложил известному поэту занять должность секретаря министра иностранных дел для переписки на иностранных языках.
Враги Кромвеля делали все, чтобы расшатать основы парламентской республики. Они пустили в оборот книгу, где образ короля и абсолютистская форма правления были изображены в радужных красках и с восторгом. Мильтон тут же откликнулся острой полемической статьей. Основной движущей и плодотворной силой социально-экономического развития общества он считал средний класс. По убеждениям Мильтона, богатые люди из-за безудержного стремления к роскоши, а бедняки из-за крайней нужды не могут быть мужественными и вдумчивыми в общественных делах. Английские пуритане, представляя средний класс, как раз были живым воплощением общественного идеала Мильтона. Они отличались трудолюбием, честностью, трезвостью, старались твердо придерживаться библейского благочестия. Предпринимательство пуритане рассматривали не как средство для личного обогащения, но как путь служения Богу и ближнему.
Джон Мильтон одобрял развитие честного бизнеса, защищал парламент, права человека, выступал за полную независимость Церкви от государства. Слава Мильтона как поэта и правозащитника разнеслась по всей Европе. Многие иностранцы специально приезжали в Англию, чтобы повидать Кромвеля и Мильтона и выказать им свою признательность. А враги не упускали случая чем-либо навредить поэту и публицисту. В Париже и Тулузе часть его книг даже предали сожжению.
Преследования Мильтона еще более усилились после восстановления в Англии монархии. Король Карл II взял бразды правления полностью в свои руки. Мильтон же вновь бесстрашно возвышал голос за сохранение принципов свободы совести и прав человека. Из-за прямых угроз и преследований он был вынужден искать убежища у своих друзей в глухой провинции. Вышел указ о его аресте, но друзья смогли оградить поэта. И все же настойчивым врагам удалось заточить Мильтона в тюрьму. К счастью, ненадолго: вскоре поэт был выпущен на свободу.
«Райская песнь»
К пятидесяти годам Мильтон полностью ослеп. Одно утешало его: что зрение он потерял в благородной борьбе за дело свободы. Чудесным образом Мильтон нашел в себе силы для исполнения замысла, который он вынашивал и лелеял десятки лет. Он приступает к главному труду жизни – написанию библейской поэмы о Боге Творце, о мире ангелов и о первых людях, о рае утраченном и возвращенном. Семь лет изнурительного труда отдал ослепший Мильтон воплощению своего грандиозного замысла. По воспоминаниям друзей, поэт нередко проводил бессонные ночи в мучительных раздумьях, ожидая вдохновения свыше. И когда оно приходило, он тут же призывал дочь и диктовал ей пронзительные строки.
«Потерянный рай» был завершен в 1665 году. Один из друзей Мильтона, прочитав рукопись, сказал ему: «Ты много говоришь о потерянном рае, а почему ничего не скажешь о рае возвращенном?» Скоро Мильтон показал другу еще одну рукопись. По объему она значительно уступала первой и называлась «Возвращенный рай». В художественных описаниях сражений в мире незримом, где светлым воинствам Бога противостоят полчища темных сатанинских сил, явно слышатся отзвуки гражданских войн и религиозных распрей, сотрясавших родину Мильтона. Совсем не случайно в метафизические сцены вселенских духовных битв вдруг неожиданно врывается обеспокоенный голос автора: «О, стыд людям! Между демонами царствует нерушимое единство, один человек живет в вечном раздоре с себе же подобными разумными созданиями. Несмотря на заповедь Божью, провозглашающую мир, он постоянно возбуждает вражду, ненависть, ссоры; в кровопролитных войнах люди опустошают землю, уничтожают друг друга, будто у них и без того мало адских врагов, которые день и ночь хлопочут об их гибели».
Это творение Джона Мильтона очень медленно пробивало дорогу к читателю. При жизни автора оно было издано ничтожно малым тиражом. 8 ноября 1674 года великий поэт Англии закончил свой земной путь с глубокой верой в промысел Божий. «В его характере был отпечаток строгой важности, но его нельзя было назвать ни суровым, ни мрачным; это был возвышенный ум, не удостаивавший снисходить до мелких вещей», – отмечал один из биографов Мильтона. Последние годы поэт провел в бедном деревенском доме.
Некоторые литературные критики осуждают Мильтона за то, что он тратил много времени и сил на участие в политических спорах. «Я не могу высоко оценить ту добродетель, которая запирается в келью, не подвергая себя никаким испытаниям, никогда не вступает в открытую борьбу, не становится лицом к лицу с противником, а незаметно покидает жизненную арену, где нельзя снискать венец бессмертия, не обжегшись», – заявлял Мильтон в пору своего страстного увлечения политическими схватками. Однако позже, раздумывая о своем призвании, он говорил, что в делах общественных «действовал только левой рукой», а его «правая рука всегда служила высочайшему вдохновению».
Творческое наследие Мильтона необычайно многогранно. Педагогические трактаты, политические памфлеты, «История Англии», даже «История Московии», обширный религиозно-философский труд «О христианском учении»… Но среди огромного многообразия его произведений как величественная горная вершина возвышаются поэмы: «Потерянный рай» и «Возвращенный рай». Эти поэмы, по замечанию многих историков и богословов, предопределили понимание и истолкование Библии в англоязычном мире. Вдумчивые читатели и критики видели в них своеобразный аналог «Божественной комедии» Данте, только в протестантском духе.
Шедевры Мильтона обрели широкую популярность не только в странах Запада. В России, например, ни одно западноевропейское поэтическое произведение не издавалось так часто и так много, как «Потерянный рай». Рукописный перевод поэмы, выполненный бароном А.Г.Строгановым, ходил в России уже в середине XVIII столетия. В 1780 году творение Мильтона напечатал русский просветитель Николай Новиков. Это был прозаический перевод с французского архиепископа Амвросия (Серебренникова). А с XIX века прозаических и поэтических переводов становилось все больше. У мыслящего русского читателя интерес к поэме никогда не угасал. Радищев упоминает имя английского поэта в «Путешествии из Петербурга в Москву», лелея надежду на появление нового Мильтона в России. Труды Мильтона изучали декабристы, Белинский и Добролюбов анализировали его творчество. «Мильтон в злые дни, жертва злых языков, в бедности, в гонении и в слепоте сохранил непреклонность души и продиктовал «Потерянный рай», – с восторгом и уважением отзывался о поэте Александр Пушкин.