Песня о надежде

Ее любили все: и молодые и старые, богатые и бедные, капиталисты и коммунисты. Да и как было ее не любить — красивую, добрую, сильную и талантливую, с ангельским голосом? Казалось, она всегда будет петь на сцене, завораживая слушателей своими проникновенными песнями. Но судьба распорядилась иначе, отмерив ей неполных пятьдесят лет земного пути, треть из которого была насыщена скорбью…

Трудное детство

Анна Герман хлебнула лиха еще крохой, когда ее отца, немца по национальности, арестовали НКВД-шники и отправили в лагерь, где тот и погиб. Вскоре после того умер младший брат, и Аня вместе с мамой и бабушкой еще долго колесила по Союзу в поисках пристанища.

Не повезло матери и со вторым мужем, поляком, который также вскоре после свадьбы погиб. Но нужно было жить дальше, и женщины после войны перебрались в Польшу, надеясь найти родственников погибшего супруга. Правда, безрезультатно. Так они и осели в послевоенной разрушенной Польше, ютясь в крохотной комнатке общежития и мечтая вырваться когда-нибудь из хронического безденежья.

Мама в те годы работала без выходных, и воспитанием внучки занималась бабушка. Она учила ее стойко переносить тяготы, выпавшие на их долю, прививала девочке любовь и терпение. И она же привела впервые Аню в протестантскую церковь, заботясь о том, чтобы семена Божьего слова взошли в добром и чутком сердце будущей певицы.

Соло под сводами храма

Будучи необычайно одаренной личностью, Анна стремилась к возвышенному искусству. Закончив с отличием среднюю школу, девушка мечтала стать художником. Но мать, знавшая, каким трудом достаются деньги, переубедила дочь поступить на геологический факультет престижного Вроцлавского университета.

Учеба учебой, но Анне хотелось петь, и она после занятий выступала в аматорских спектаклях. Однажды лучшая подруга пригласила ее к себе на свадьбу и, зная Анин талант, попросила спеть во время церковной церемонии. Так под сводами храма зазвучал серебряный голос Анны Герман, исполнившей а капелла «Аве Мария». Гимн в ее исполнении до слез растрогал гостей торжества. А счастливая невеста сочла своим долгом рассказать о таланте подруги в дирекции Вроцлавской эстрады. Одного прослушивания было достаточно, чтобы худсовет единогласно ввел Анну в свою концертную программу.

Стремительный взлет

Так начался необыкновенно быстрый творческий подъем молодой певицы. Завоевав сразу несколько премий на фестивалях в Ополе и Сопоте, Анна Герман получила возможность гастролировать за границей. Ее звали в СССР и Германию, во Францию и Италию — везде ее ждали и с радостью принимали. К тому же Анна владела несколькими языками и могла запросто общаться с поклонниками своего творчества на русском, немецком, голландском и итальянском языках.

Италия заняла в жизни певицы особое место. Здесь, в этой вечно молодой и музыкальной стране, выступая в Сан-Ремо и Сорренто вместе с мировыми знаменитостями того времени Челентано, Шер и Далидой, Анна покорила итальянцев неземным голосом, красотой и непринужденностью в общении. Они называли ее «наша Аня», а она отвечала им взаимностью и с удовольствием снова и снова возвращалась в милую ее сердцу Италию.

Женщина без маски

Но так уж случилось, что именно Италия сыграла в дальнейшей судьбе певицы роковую роль. Там ей устраивали фотосессии для журналов и домов мод, интервью и званые обеды в компании видных толстосумов. Не раз ей предлагали поменять семейный статус и гражданство, озвучивая весьма заманчивые варианты. Но Анна оставалась непреклонной: в гостях хорошо, а дома лучше — в Варшаве ее ждали мама и бабушка, а еще — ее возлюбленный.

Простой инженер из Варшавского политеха Збигнев Тухольский внешне уступал лощеным франтам, пытавшимся ухаживать за Анной. Но она полюбила его за доброту сердца и чистоту души. Она и сама была такой — неуязвимая для звездной болезни, немного уставшая от сумасшедшего ритма гастрольной жизни. Находясь в самой гуще эстрадной среды, она сумела сохранить простоту и искренность, утверждая: «Я не могу надеть маску женщины, чуждой мне, — женщины только на показ, для рекламы… И я никого не хочу вводить в заблуждение».

Катастрофа

Страшный удар настиг Анну в зените славы, когда все ее желания начали сбываться. Это случилось в 1967 году в городе Форли, после концерта, который закончился поздно. Ее продюсер, готовый сэкономить на чем угодно, в тот вечер решил сам сесть за руль — чтобы не платить водителю. Ему не хотелось оставаться в местном отеле: в Милане их ждал забронированный номер. Опять же, чтобы не тратиться на хорошо освещенную скоростную автостраду, скряга поехал по темной и извилистой, но бесплатной горной дороге. Однако усталость давала о себе знать, и очень скоро импресарио уснул за рулем. Машина вылетела в кювет. Со страшной силой Анна пробила лобовое стекло и, пролетев 20 метров, рухнула на камни.

«Скорая» застала певицу в критическом состоянии: травма головы, переломы рук, ног и позвоночника. Она очнулась лишь через две недели. Пролежала полгода в гипсе и, по возвращении в Польшу, снова оказалась на операционном столе…

Возвращение к жизни

Восстановление заняло долгих три года. И все это время ее дорогой Збигнев был неотступно рядом. Он перевез Анну из больницы в свою однокомнатную квартиру, где кормил свою любимую, умывал, одевал и вдохновлял бороться за их будущее. Збигнев натянул в комнате веревку, чтобы с ее помощью Анна могла двигаться, а по ночам вывозил в инвалидной коляске в парк, где учил ходить.

Позже в одном из интервью Анна Герман сказала: «Самым горячим желанием, когда лежала в гипсе, было желание помыть пол! Я еще не могла ходить, а только сидела. Попросила Збышека дать воды с тряпкой, начала мыть, насколько хватало сил, и была счастлива. Оказывается, как немного надо человеку для счастья…»

И снова триумф

Вскоре счастье снова повернулось лицом к этой замечательной женщине. Как и прежде, Анна пела на эстраде, а публика обожала певицу, устраивая аншлаги на ее концертах.

Чтобы представить размах популярности Анны Герман, достаточно привести всего один пример.

Февраль 1975 года. Киев. Концертный зал «Украина» на 3000 мест забит под завязку. Снаружи, в надежде на лишний билетик — еще столько же. Начинается концерт. Но толпа поклонников не расходится — замерзая на 20-ти градусном морозе, люди продолжают надеяться на чудо. И оно произошло. Администрация «Украины», пожалев незадачливых фанатов, распорядилась вынести колонки наружу. Люди стояли и плакали как завороженные, слушая звенящий голос любимой певицы.

Однако успеха в творчестве для Анны было уже мало. Она страстно мечтала иметь ребенка. Врачи пытались отговорить 39-летнюю женщину от этого шага, ссылаясь на последствия аварии. И все же ее желание пересилило. У Анны родился здоровый сынишка, которого назвали в честь отца — Збышеком.

Последние концерты

И снова, когда казалось, что все тревоги позади и все мечты осуществились: есть прекрасная семья, любимая работа, признание, — над головой Анны Герман снова собрались тучи. Здоровье певицы резко ухудшилось.

Это случилось в 80-м году на московском концерте. Прямо во время выступления у нее отнялась нога. Верная своему убеждению — нести людям свет и добро, Анна, не в силах сдвинуться с места, продолжала петь. Тысячи людей с замиранием сердца слушали свою любимую песню «Надежда», даже не догадываясь, что ее исполнительница вот-вот рухнет на сцену без сознания.

С концерта Анну увезла «скорая», и после тщательного обследования певица услышала страшный диагноз — рак. Не отменяя ранее запланированных выступлений, смертельно больная певица улетает в Австралию, а уже оттуда — в Варшаву, прямо на операционный стол. Но слишком поздно. Надежда, о которой она столько раз пела, покидает Анну, уступив место вере, окрепшей в житейских передрягах.

Уходя к Отцу

В последний год своей жизни Анна в перерывах между операциями писала музыку и стихи. Так появились чудесные музыкальные молитвы «Отче наш» и «Славословие любви». Библия стала ее истинным утешением. Незадолго до смерти она сочиняла музыку на псалмы Давида, по счастью, успев записать ее на свой домашний магнитофон.

Не смотря на свое безнадежное состояние, Анна не знала ни горечи, ни разочарования, ни страха. Была лишь жалость расставания с близкими, с которыми она хотела встретиться в вечности.

Умерла Анна Герман спокойно, без ропота на судьбу, оставив после себя следующие слова: «Я счастлива. Я приняла крещение, приняла веру своей бабушки». На ее надгробии выгравирована цитата из 22 псалма Давида: «Господь — пастырь мой».

P.S. Анны Герман нет с нами вот уже 25 лет. Но ее песни, несущие веру, надежду, любовь, согревают нас своим теплом, побуждая творить добро и не отчаиваться.


Пожертвование - Stripe

Служения Церкви