1521 год. Французские войска осадили испанский город Памплону. Положение было безнадежным, и город решили сдать. Но комендант крепости сдаваться не собирался. С небольшим отрядом он укрылся в городском замке. Лишь после 6-часового обстрела и жесточайшего рукопашного боя героя захватили в плен. Один из пушечных снарядов раздробил ему ногу, обломком стены сломало другую, но он все равно продолжал сопротивляться. Французы высоко оценили его доблесть и вместо плена отправили храброго офицера в его родовое поместье.
Игнатий Лойола всегда боролся до конца. Он сражался с лекарями, которые не могли добиться, чтобы его раздробленные ноги срослись. А когда им это все таки удалось, кость, торчащая из колена, стала мешать при ходьбе. Он приказал ее отпилить. Потом оказалось, что одна нога его стала короче другой, но он все равно продолжал борьбу. Игнатий приказал сделать протезы, которые бы вытянули ногу. Носить их было пыткой, но и это не помогло: он так и остался хромым. Почти целый год он боролся с судьбой, не желая смириться с тем, что не сможет больше выйти на поле брани. Но постепенно перед ним открывался иной путь и другая война, на которой он сможет одержать еще не одну победу.
Во время лечения, чтобы скоротать время и отвлечься от страданий, Игнатий читал книги. В замке не нашлось интересных романов, и он читал «Жизнь Иисуса» и жития святых. В марте 1522 года он тайно покинул замок и отправился к горе Монсеррат, где находился монастырь. Там дон Иньиго повесил возле иконы Пресвятой Богородицы свою броню и оружие и ночь напролет провел перед ней, молясь то стоя, то с коленопреклонением, не выпуская паломнического посоха из рук. Взамен рыцарского одеяния он добыл себе грубую одежду отшельников. После той ночи дон Иньиго стал называть себя рыцарем Пресвятой Девы и воином Иисуса.
Путь его лежал в Иерусалим. Там он начинает проповедовать, но его речи настолько сумбурны, что местные священники, посмеявшись над ним, дал ему совет изучить прежде богословие. И тогда уже немолодой Игнатий садится за парту.
Не зная даже латыни, он начал учебу в низшей школе, где учились мальчики из богатых семей. Но это его не смущало. Он был настолько ревностен в учебе, что учителя не брали с него денег. Чтобы получить образование богослова, Игнатий проучился 10 лет. Во время учебы проповедовать ему было запрещено. Но его желание поделиться своим духовным опытом было так сильно, что ждать он уже не мог и, нарушая запрет, шел на улицы города.
Наконец, в 1532 году он получает звание бакалавра, а через год – магистра богословия. Уже в то время вокруг него стали собираться единомышленники. Игнатий понял свое предназначение – защищать католическую веру и распространять ее до краев земли. То было время географических открытий. И Игнатий решил, во что бы то ни стало, принести свет веры на вновь открытые земли.
В 1534 году Игнатий Лойола и шесть его самых близких друзей собрались вместе, чтобы создать дружину духовных рыцарей. Они принесли обет посетить Святую землю, а также обеты бедности и милосердия. Их клятва заканчивалась словами: «Omnia ad maiorem Dei gloriam» — «Все ради вящей славы Божией!» Считается, что именно тогда был основан орден Иезуитов, или «Общество Иисуса», как они себя называли. Это был первый орден, который назвали не именем основателя, а именем Иисуса.
В то время Рим уже не с такой охотой учреждал католические ордена: многие из них дискредитировали себя и еще больше подорвали авторитет католической церкви. Но для ордена Иисуса было сделано исключение. И заслугой тому была горячая вера Игнатия. Чтобы к ордену не приобщились случайные люди, папа ограничил число адептов до 60. Но к концу жизни Игнатия это ограничение было снято. В 1556 году уже 1000 иезуитов несло католическую веру во все концы земли, а в 1626 году численность ордена составляла около 16 тысяч человек.
Организация ордена была придумана еще Игнатием и осталась неизменной по сей день. Орден похож на нечто среднее между армией и тайным обществом. Во главе стоит генерал, который подчиняется только папе Римскому. Он избирается Верховным советом ордена пожизненно. От генерала зависит прием и удаление членов, он созывает Верховный совет, председательствует на нем и обладает двумя голосами. Верховный совет вправе переизбрать генерала, но подобного не случалось ни разу. Высшая степень в ордене — профессы. Они различаются по степеням. Исповедники трех обетов не знают всех целей ордена и лишь подчиняются приказам, как и низшие солдаты. Исповедникам четырех обетов (четвертый – обет безоговорочного подчинения папе Римскому), в отличие от остальных, открыты все цели и задачи ордена.
Стать членом ордена непросто. Желающие 20 дней живут в домах испытания, где подвергаются наблюдениям и распросам со стороны экзаменаторов. Лишь тех из них, кто физически здоров и умен, принимают в разряд испытуемых. Они получают степень новиция и в течение двух лет усваивают суровую школу дисциплины ордена. Затем новиций дает обет целомудрия и послушания, и получает степень схоластика. С получением этой степени он уже не может покинуть орден без разрешения начальства. В течение 5 лет он изучает богословие. После этого схоластик приносит три монашеских обета и получает степень коадьютора — светского либо духовного. Духовные коадьюторы получают священнический сан и в дальнейшем занимаются проповеднической и миссионерской деятельностью. Доказав свою преданность ордену, они могут получить степень професса — высшую ступень в иерархии иезуитов. Светские же коадьюторы исполняют лишь физические работы в качестве чернорабочих, слуг и управителей; их карьера на этом завершается.
Но как же получилось, что орден, который основали благороднейшие люди, превратился в организацию, восстановившую против себя все народы, а слово «иезуит» стало означать хитроумного, коварного лжеца, клятвопреступника в черной сутане?
Весь секрет в том, что люди, поставившие перед собой цель покорить мир для Христа, решили, что в средствах для достижения этой цели можно уже не разбираться. Еще при Игнатии Лойоле один из пунктов устава ордена гласил: «Вы должны называть белое черным, если так решит Церковь». А чуть позже богословы ордена разработали целые теории о том, что цель оправдывает средства, и ради благих намерений можно и солгать, и убить, и даже совершить клятвопреступление.
Иезуиты правдами и неправдами пытались вернуть Европу под власть церкви. Они устраивали перевороты, свергали неугодных правителей, шли на любые преступления, чтобы распространить свое влияние, и при этом всегда оставались в тени. Они становились исповедниками королей и их первыми советниками и, манипулируя монархами, правили странами. Иезуиты никогда не становились епископами, да им это было и ни к чему — власть любого члена ордена была намного выше власти епископа: они имели колоссальное влияние, огромные владения, неизмеримые богатства.
Иезуиты, забыв, что их основатели когда-то клялись в верности Церкви, стали больше заботится об ордене. Но зло никогда не приводит к добру. Внезапно все стало рушиться. Нечестие, обман и хитрость иезуитов настолько дискредитировали орден, что его адептов изгнали из всех стран, а люди вспоминали лишь их черные дела.
Хотя были в их истории и светлые страницы. Орден посылал миссионеров по всему миру. Страны Африки, Китай, Япония, испанские колонии Южной Америки, индейские племена впервые слышали весть Евангелия из уст иезуитов. Те не гнушались никакой работы, шли в непроходимые джунгли, неся местным племенам не только весть Евангелия, но и достижения цивилизации.
В начале XVII века на территории нынешнего Парагвая было небольшое государство иезуитов. Обратив индейцев гуарани в христианство, они основали поселения, в которых индейцы вместе с ними трудились, строили храмы и вместе оборонялись от охотников за рабами. В период расцвета в XVIII веке около 100 тысяч индейцев жило в таких поселениях. Иезуиты научили гуарани читать и писать, делать музыкальные инструменты и возделывать землю. Они не только несли индейцам свою культуру, но и помогали тем сохранить свой язык и самобытность. Один из иезуитов написал для гуарани учебник по языку и грамматике. А позже — христианские наставления на их языке. Словно Царствие Божие опустилось на эти земли. Гуарани славили Христа и Бог благословил их землю.
Но у гуарани и иезуитов появились враги. Местным плантаторам нужны были рабы. А поселения иезуитов не только укрывали у себя потенциальных невольников, но еще и становились конкурентами: их сельскохозяйственные угодья приносили хороший урожай. Наконец, в 1767 году король Испании Карлос III передал эти земли португальцам, а те изгнали иезуитов и упразднили миссию. Иезуиты ушли, а гуарани вернулись в джунгли, беспомощные перед работорговцами и разочарованные в христианском Боге. Лишь развалины католических храмов с индейскими рисунками напоминают о тех благословенных временах, когда воины некогда славного ордена Иисуса принесли язычникам не меч, но мир и свет.