Чего Бог ожидает от мужчины?

Чего Бог ожидает от мужчины?

Супермен? Не слишком ли большие требования возлагает Бог на мужчину? Не может же Он ожидать от обычных существ из плоти и крови, чтобы они повторяли невероятные подвиги Супермена? Этот выдуманный персонаж со злополучной планеты Криптон прибыл на Землю в образе человека, но на самом-то деле он пришелец. От обыкновенного человека его отличает невероятная сила.

Речь в этой статье пойдет не о том, как стать Суперменом. К чему рисовать идеальный образ, которого никто не достигнет! Силы реального человека ограничены: он может споткнуться и упасть, может потерпеть неудачу, он не умеет видеть сквозь стены или одним прыжком перепрыгнуть через дома, даже невысокие. Но это не значит, что человек должен довольствоваться меньшим, чем то, что предначертал для него Господь.

В присутствии Господа мужчины могут сделать очень многое, но Он знает, что без Его помощи они вряд ли достигнут идеала. И поэтому Он предлагает им Свою помощь, советует учиться у Него, черпать у Него силы, искать Его покровительства.

Дело осложняется еще и тем, что в нынешнем мире бытует множество самых различных представлений о том, каким быть мужчине, как ему выглядеть и что делать, и образец Божий совсем затерялся в этой разноголосице.

Люди задают столько вопросов! Как мужчине удовлетворять свои сексуальные потребности? Как проявлять свои чувства? Как относиться к женщинам? Считает ли Бог, что все отцы должны пеленать своих младенцев? Должен ли мужчина прислушиваться к мнению женщины и если да, то до каких пределов? Может ли мужчина ценить красоту? Желает ли Бог, чтобы мужчина перестал заниматься спортом, прекратил охотиться или гонять на спортивных машинах? И если мужчина жаждет одиночества, то неужели Бог ждет от него, что он обзаведется "кучей" друзей?

"В присутствии Господа мужчины могут очень много, но Он знает, что без Его помощи они вряд ли достигнут идеала"

Кризис роли мужчины в нынешнем мире привел к смешению понятий о том, как должен вести себя мужчина. Это подтверждает целый ряд симптомов:

• рост сексуальных преступлений;
• разводы, распады семьи;
• мужской шовинизм и крайний феминизм;
• гомосексуализм, промискуитет, проституция;
• СПИД и венерические заболевания;
• скандалы в политических и религиозных кругах, связанные с сексом;
• порнография;
• рок-музыка, ориентированная на секс;
• стереотипы и упадок средств массовой информации;
• дебаты о роли мужчины и женщины в церкви;
• женщины в традиционно мужских ролях;
• насилие в спорте;
• этические дилеммы на рабочем месте.

В этих сложных и противоречивых условиях нам необходимо найти ответы, при помощи которых мы могли бы строить нашу жизнь. Задача этой брошюры - проповедовать о том, какими Бог хочет видеть мужчин и как Он может помочь им в достижении этой цели.

Каким должен быть мужчина?

Попробуйте задать этот вопрос разным людям: мужчинам и женщинам, богатым и бедным, капиталистам и коммунистам, обитателям джунглей и утонченным горожанам, пожилым и молодым - и от разнообразия ответов у вас голова кругом пойдет. Правда, многие из этих ответов будут отвержениями временной ситуации в данной культуре. Необходимо совсем другое: вневременные правила, которые исходили бы от Создателя человека.

Библия помогает нам понять, что сказал Бог и что Он предначертал для людей. Поэтому, читая статью, раскройте Библию, положите ее рядом и внимательно изучайте соответствующие отрывки.

Если вы и понимаете, что Библия есть Слово Божье, все равно вы поразитесь тому, как многое в ней связано с реальной жизнью и применимо к сегодняшнему обществу. Конечно, мир сильно переменился с библейских времен, однако основные проблемы остались прежними. Бог в Своей мудрости дал нам руководство, дабы помочь отыскать ответы на трудные вопросы о предназначении мужчины и его месте в сегодняшнем мире. Правила, которые содержатся в Библии, применимы для любого народа, для любой культуры.

На следующих страницах мы расскажем о плане Господа для мужчины, представленном в Писании. Для этого нам потребуется понять, что такое:

• мужские отличия;
• руководство-служение;
• духовное равенство;
• сильный характер.

Мужские отличия

Странного, не очень похожего на человека-героя Пи-Ви Хермана, которого вы можете субботним утром увидеть по телевизору, вряд ли можно назвать мужчиной. А как насчет знаменитого водителя Рембо, не знающего поражений? Вот он-то уж точно настоящий мужчина! Стоит только взглянуть на его бицепсы, он один способен справиться с целой армией. Но можно ли назвать его мужчиной в библейском смысле этого слова?

Что такое мужественность? Какие качества из перечисляемых ниже можно назвать мужскими?

• умение выжать свой собственный вес, лежа на спине;
• грязь под ногтями от долгих часов, проведенных под автомобилем;
• пристрастие к мясу и картошке;
• шрамы от уличных драк;
• ругательства;
• отношение к женщине и детям, словно к рабам;
• нетерпимость, привязанность и непреклонность в мыслях;
• взгляд на женщину как на объект секса;
• фанатическая приверженность спорту;
• неумение плакать;
• грубость и неприветливость.

Вряд ли вам удастся отыскать определение мужского начала в словаре; из него вы лишь узнаете: мужчина имеет мужские черты, отличающиеся от женских. Для верного определения мужественности вам прийдется объединить генетические признаки с качествами, которые ожидает от вас Бог.

Чем отличается мужчина от женщины? Отвечая на этот вопрос, мы, прежде всего, называем внешние признаки. Но различия, проведенные Богом, глубже. Мужчина и женщина отличаются друг от друга всеми клетками своего тела вплоть до 23-й хромосомы, если уж быть абсолютно точным. У мужчин и женщин разная ментальность, они отличаются друг от друга в физическом, эмоциональном и психологическом плане.

Мужской гормон, тестостерон, влияет и на развитие тела, и на работу мозга. У мужчины желудок обычно меньше, чем у женщины, а легкие больше; на 20 % больше красных кровяных клеток и они на 50 % сильнее; продолжительность жизни меньше; хуже переносят высокую температуру; у них реже пульс; чувствительнее к свету, но менее восприимчивы к звуку; среди мужчин больше левшей и аллергиков, близоруких и страдающих дислексией, мужчины активнее женщин и у них больше выражено половое влечение; они легче женщин возбуждаются от чисто внешнего раздражителя и хуже умеют общаться с людьми, у мужчин сильнее развита логика и меньше интуиция.

Мужчина и женщина различны внешне и внутренне. Они по-разному выглядят, поступают и думают. Современные исследования выявили анатомические различия в мозге, которые могут лежать в основе тончайших различий и умственных способностей, определяющих языковые данные и пространственное восприятие (Эта информация почерпнута из различных источников, в том числе: U.S. News & World Report, 1988, 8 августа; The New York Times, 11 апреля 1989; Gary Smalley, Steve Skott. For Better or For Best (Zonder,1987); Gary Smalley, Iohn Trent. The Language of Love (Fokus of the Family,1988).

Зачем нужна мужественность? Может быть, мы уделяем женственности и мужественности больше внимания, чем хотелось бы Господу? Вряд ли. Ведь у Бога в самом начале существования человечества имелись четкие воззрения насчет мужественности и женственности.

В Бытие 1:27 сказано: "И сотворил Бог человека по образу и подобию Своему, по образу Божью сотворил его; мужчину и женщину сотворил их." Мужественность и женственность были частью Божественного плана. Мужчина был сотворен для особых целей.

"Мужчины и женщины разные внутренне и внешне. Их взгляды, действия, мышление различно".

Бог сказал (Быт.2:18): "Нехорошо быть человеку одному: сотворим ему помощника, соответственного ему". Потом, после перечисления животных, которых сотворил Бог, а Адам нарек их именами, автор сообщает: "Но для человека не нашлось помощника, подобного ему" (Быт.2:20). За этим замечанием следует разъяснение, что мужчина и женщина были созданы для того, чтобы соединиться, стать "одной плотью" (2:24), плодиться, размножаться, вместе владеть землей и владычествовать над животными и птицами (Быт. 1:27-28;2:18,21-24).

Как воспринимать мужественность в сегодняшнем мире? Некоторые отрицают библейские различия в назначении мужчины и женщины, утверждая, что единственная разница между мужественностью и женственностью заключается в репродуктивной роли. Некоторые мужчины считают мужественность признаком превосходства, а некоторые женщины видят в мужчинах своих врагов.

В наше время половая дифференциация нарушена и общество расплачивается за это. Многие звезды музыки олицетворяют собой андрогенный образ сексуальности: мужчины выглядят и ведут себя, как женщины. Гомосексуалисты борются за свои права, за признание обществом, как нормы, сожительство мужчины с мужчиной и женщины с женщиной в качестве альтернативного образа жизни.

У тех, кто более всего озабочен удовлетворением своих половых аппетитов, тоже есть своя, превратная концепция мужественности. Порнография отравляет сознание жертв, заставляя их предаваться болезненным фантазиям, извращениям и насилию. Мужественность сводится к половому влечению. Это совсем не то, что замышлялось Богом.

В Библии содержится множество предостережений против сексуальных извращений, которые являются нарушением и человеческой природы, и законов Божиих, относящихся к выражению нашей мужской и женской сексуальности. Бог не допускает промискуитета (Исх.20:10; Лев.18:22; Пр.6:24-35; 1Кор.6:15-20), гомосексуализма (Лев.18:22; Рим. 1:26-27) или прелюбодеяния (Мтф.5:27-28; Кол.3:5). Все это в глазах Бога не определяет мужские качества, а, напротив, унижает мужчину.

Почему мужественность подвергается таким испытаниям? Это объясняется в послании к Римлянам 1главе. Из-за греха и идолопоклонничества отношения человечества с Богом были нарушены. В стихе 21 говорится: "Но как они, познав Бога, не прославили Его как Бога и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце". В стихе 24 описаны последствия этого бунта: "То и предал Бог в похотях сердца их нечистоте, так что они осквернили сами свои тела".

Грех пронзил общество. Истина, открывшаяся после отступления от Бога, стала источником различных сексуальных извращений.

"Мужественность Адама без присутствия женщины была неполной и неопределенной."

Требует ли божественное представление о мужественности, чтобы человек был женат? Необязательно. Жизнь можно прожить и вне брака (1Кор.7:1,8). Первоначальный идеал в Бытие - мужчина, женатый на одной женщине. Хотя Библия толкует о семейной жизни как о норме, одинокая жизнь приемлема, а для некоторых даже предпочтительна (Мтф.19:12; 1Кор.7:32-35). Иисус и апостол Павел - вот два примера неженатых мужчин, угодных Богу.

Что еще делает мужчину мужчиной? Ниже мы расскажем, как Бог представлял себе жизнь мужчины согласно законов мужественности, в котором осуществляется руководство-служение и духовное равенство, а также проявляется сила характера.

Руководство-служение

Наверное, заголовок этой части звучит довольно странно. Руководство-служение - это ведь из той же категории, что холодный жар, мягкая жесткость, сухая влага, светлая тьма, дружеская вражда или невежественный ум. И, действительно, в этих словах может содержаться противоречие, в зависимости от того, как их толковать. В том же смысле, в каком эти слова употребляются в Библии, "руководство" не означает диктаторство, а "служение" вовсе не подразумевает безропотное подчинение любому жесту своего хозяина.

О каком роде руководства мы говорим?

В Библии руководство определяется как ответственное, сочувствующее, понимающее, компетентное, уважительное, авторитетное, смелое, основанное на собственном примере и богобоязненности. Быть руководителем не означает принимать все решения или быть "главным" в браке, церкви, обществе в целом. Руководить - значит брать инициативу, принимать на себя ответственность и нести груз отчетности перед Богом.

О каком роде служения мы говорим?

В Библии служение определяется как ответственное, уважительное, добровольное, любящее, самоотверженное и покорное. Служение не означает бездумного повиновения. Оно означает готовность принизить себя, кротко служить другому, ставить чужие интересы выше собственных.

Кто-то возможно воскликнет: "Постойте-ка! Разве в Библии не сказано, что жены должны повиноваться мужьям?" Да, мы находим это утверждение в послании к Ефесянам 5:22. Но в более широком смысле там говорится, что все должны повиноваться друг другу (ст.21), а мужья должны любить своих жен, "как и Христос возлюбил церковь и предал Себя за нее" (ст.25).

Как сочетать служение и руководство? Это непростая задача, все равно, что пытаться смешать масло с водой. В стихах, упомянутых выше, Христос дает нам прекрасный пример того, как можно соединить эти два элемента. Он обладает властью заставить нас делать то, что Он хочет, но предпочитает, вместо этого, отвержение, неповиновение и даже распятие (Фил.2:5-11). Иисус так определяет цель Своей жизни: "Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Мтф.20:28).

Если и дано было когда-либо право диктовать Своей властью и авторитетом, так это Иисусу Христу. Но Он пришел на землю, чтобы дать нам именно то, в чем мы нуждаемся. Он осуществлял сильное руководство, однако оно было пронизано Его любовью к людям. Он никогда никого не принуждал следовать за Ним, скорее, стремился заслужить уважение и послушание мужчин и женщин, а они по доброй воле следовали за Ним. Именно к такому стилю руководства должны обращаться мужчины сегодня.

Как руководство-служение проявляется в разных жизненных ситуациях? Перечислим несколько примеров.

Одинокий мужчина должен показывать людям всех возрастов и разного пола, что он думает о других, а не только о себе. Он должен вести жизнь, достойную подражания (1Тим.4:12-26). Одиноких женщин должен привлекать в нем характер, стабильность и желание наставлять других.

Муж, как сказано в Библии, должен быть главой своей жене, как Христос - глава церкви (1Кор.11:3), и он должен любить свою жену, как Христос любит церковь (Еф.5:25). Если муж хочет, чтобы жена следовала его руководству, он должен выражать свою любовь через поступки и слова.

Отец отвечает за воспитание своих детей (Втор.6:6-9; Еф.6:4). Он должен заботиться об их нуждах (1Тим.5:8) и обращаться с ними так, чтобы не раздражать их (Еф.6:4; Кол.3:21).

Глава церкви должен вести людей своей заботой подобно тому, как пастух ведет стадо овец, питает его, защищает и взращивает (1Пет.5:1-4).

Член общества должен брать пример с персонажа Ветхого Завета Даниила, который твердо стоял на стороне Господа. Он сделал то, что считал правильным, не думая об опасности (Дан.1:6), он отважно чтил Бога среди мира язычников.

Почему руководство в браке и в церкви - мужское качество? Не потому, что мужчины - существа высшего порядка (хотя многим среди мужчин хотелось бы так думать). Мужчины и женщины равны во Христе (Гал.3:28). Здесь мы говорим о роли, предопределенной Богом, а не человеческими предрассудками. Вообще, нам следует отказаться от мысли, что руководство означает превосходство, а подчиненная роль - неполноценность. Ведь Бог-Отец - Глава Христа, однако же, они равны (1Кор.11:3).

Нам следует отказаться от мысли, что руководство означает превосходство, а подчиненная роль - неполноценность.

Первое указание на мужское руководство берет начало в истории творения, рассказанной в Бытие. Адам был создан первым, Ева же была создана в дополнение мужчине. Бог сказал: "Нехорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника, соответственного ему" (Быт.2:18). В первом послании к Коринфянам 11:7-11 и первом послании к Тимофею 2:13 говорится, что мужчина должен быть главой в церкви, потому что мужчина был предназначен для руководства, и это доказывается тем, что Адам был первым, а Ева была создана ему "соответственным помощником".

Что значит главенство и откуда происходит этот термин?

Когда разговор заходит о главенстве, многие представляют себе этакого диктатора, наподобие Гитлера, отдающего часто неразумные приказы. В первом послании к Коринфянам 11:3 используется слово "глава", то же самое - в послании к Ефесянам 5:23. Термин этот включает значение "происхождение" или "источник", так что по толкованию некоторых главенство означает, что женщина была сотворена из мужчины. Отсюда делается вывод, что как Христос - Источник жизни для всех верующих, так и Адам был источником жизни для женщины (Евы).

Однако вряд ли есть смысл считать, что Павел пытался исключить концепцию начальствования или власти из концепции главенства. Он использует термин глава для обозначения отношения Бога к Христу и руководства Христа над всеми верующими, над церковью (Еф.1:22; 4:15; 5:23; Кол.1:18; 2:19).

Концепция руководства в доме включена в перечень качеств руководителей церкви в первом послании к Тимофею 3:4-5,12. В послании к Титу 2:5 апостол Павел говорит, что пожилые женщины должны учить молодых "быть покорными своим мужьям, да не порицается Слово Божье".

Является ли мужское главенство результатом грехопадения? И если это так, то не следует ли нам, как прощенным людям, попытаться отменить результаты грехопадения? Некоторые упорно отстаивают это положение, но их аргументы противоречат библейским данным. Апостол Павел говорил о том, что главенство основывается на порядке творения (1Кор.11:8-9; 1Тим.2:13-14). Главенство не есть результат грехопадения, напротив, оно было извращено грехопадением.

Когда Бог объяснял наказания, которые наложил на мужчину и женщину после грехопадения, Он сказал женщине: "Умножая, умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобой" (Быт.3:16). Этот стих, особенно "и к мужу твоему влечение твое", подвергся множеству различных интерпретаций. Некоторые толкователи Библии объясняют, будто это означает, что женщина из-за грехопадения вынуждена зависеть от мужчины. Фразу "он будет господствовать над тобой" они рассматривают как утверждение, будто мужчина вносит в жизнь женщины порядок и защищает ее. Другие же считают описанное здесь мужское господство неестественным владычеством над женщиной.

Есть и другая возможная интерпретация, которая похоже укладывается в данный контекст. Некоторые толкователи Библии убеждены, что еврейское слово, означающее "влечение", происходит от арабского корня, который значит "заставлять", "управлять", "подавлять". Они также указывают, что в одинаковых грамматических структурах в Бытие 3:16 и 4:7 используются одни и те же еврейские слова для обозначения "влечения" и "правления". В главе 4 грех "влечет" Каина и заставляет его совершать неверные поступки. Но Каин мог бы совладать с собой и возобладать над искушением грешить. Слова "влечение", "влечет" в стихах 3:16 и 4:7 можно понять, как сильное желание управлять. Следовательно, одним из результатов грехопадения является то, что женщина возымела неестественное желание управлять мужчиной, а присущая мужчине роль руководителя выродилась в деспотическое правление.
Хотя эта интерпретация вызывает споры, она точно описывает борьбу полов после грехопадения. Вместо мирной гармонии, где мужчина и женщина дополняют друг друга, каждый пытается доминировать и манипулировать другим в своих эгоистических целях. Вместо дополнения, получается противоречие.

Следует ли мужчинам ожидать от женщин, что в их присутствии те должны "беспрекословно им подчиняться, молчать и быть незаметными"? Должны ли мужчины быть проводниками идей и инициаторами действий, а женщины - сидеть сложа руки или следовать за ними на значительном расстоянии? Следует ли нам думать о женщинах так же, как некоторые думают о детях: что их должно быть видно, но не слышно? Так говорит Арчи Банкер в телевизионных сериях "Все в семье". Но Бог ждет от нас другого.

Стоит лишь взглянуть на примеры Ветхого и Нового Заветов, дабы понять, что угодные Богу женщины не были пассивными рабынями. Они вели себя вполне активно и вносили заметный вклад в общественную и духовную жизнь (Пр.31:10-31; 1Цар.25:18-44; 4Цар.22:14-20; Суд.4:1-14; Руф.; Есф.; Лк.2;36-38; 8:1-3; Рим.16:1-15; Фил.4:3; 2Тим.1:5).

Почему так важно служение? Руководство вне служения делает из человека существо неуравновешенное и отвратительное. Добровольное принятие служения требует сознательного акта любви. Такого рода любовь описана в первом послании к Коринфянам 13. Эта любовь:

• долго терпит;
• милосердствует;
• не завидует;
• не превозносится;
• не гордится;
• не бесчинствует;
• не ищет своего;
• не раздражается;
• не мыслит зла;
• не радуется неправде;
• сорадуется истине;
• все покрывает;
• всему верит;
• всего надеется;
• все переносит;
• никогда не перестает.

Мужчина, который такую любовь проявляет, легко найдет себе жену, семью или церковь, которые с радостью согласятся подчиниться его руководству. Однако многие мужчины считают, что такую любовь опасно показывать, ибо она требует, чтобы мужчина примирился с возможностью оскорбления или даже отвержения, чтобы он отринул свою гордость и смирил себя ради чужого блага.

Мужчины, готовы ли вы принять вызов? Вы обладаете величайшей ответственностью и огромными возможностями для того, чтобы задавать тон и служить примером у себя в доме, в церкви, в городе и поселке, где вы живете, наконец, во всем мире. Никто не говорит, что это будет легко, но, если вы по своей вере - дитя Божье, вы исполнены Его Духа (1Кор.12:13; Рим.8:9). И если в вас жив Его Дух, тогда у вас есть все для того, чтобы оправдать ожидания, возложенные на вас Господом. Тот вид руководства-служения, которого Он от вас ожидает, возможен лишь тогда, когда вы подчинитесь Его руководству и будете служить Ему. Служение и руководство другими станут результатом вашего отношения к Господу Иисусу.

"Три славословия следует приносить каждодневно: благодарю, Господи, что Ты не создал меня язычником! Благодарю, Господи, что Ты не создал меня женщиной! Благодарю, Господи, что Ты не создал меня неучем!" - эти слова раввина Иуды бен Элая сказаны примерно в 150 году н.э. И к ним могли бы присоединиться многие мужчины, в том числе и религиозные! К женщинам часто относятся, как к существам второго сорта и на земле, и в небесном царстве. Но женщины - не единственный объект предрассудков: мужчины тоже стали жертвами дискриминации со стороны тех, кто превыше всего ставит свои выгоды.

Почему существует неравенство? Почему вообще нужно обсуждать этот вопрос? Одни признают на словах, что все люди созданы равными, но при этом в мыслях своих считают, что некоторые все же "более равны". Другие, вроде Гитлера, заявляют о некотором генетическом превосходстве. Во всем мире и во все времена существовала склонность пытаться защищать свои собственные интересы путем отрицания прав других людей. Пышным цветом распустились на земле фанатизм, расизм, геноцид, аборты, кастовость, финансовый снобизм и другие выражения себялюбия и своекорыстия, подавляя человеческую жизнь и достоинство. Но не таким видел наш мир Господь.

Одним из проявлений себялюбия и своекорыстия стала извечная битва между полами. В основе споров о равенстве мужчин и женщин лежат предрассудки и дискриминация, непонимание Библии, неуверенность тех и других в себе, их неудачи и обиды, неумение мужчин относиться к женщинам как к равным, успехи женщин в традиционно мужских ролях, желание женщин быть активными в церкви.

Были ли женщины созданы равными с мужчинами?

"В начале Бог сотворил человека по образу и подобию Своему, по образу Божью сотворил его; мужчину и женщину сотворил их" (Быт.1:27). Заметьте, что и мужчина, и женщина равным образом были сотворены по образу и подобию Божью. Никакой пол не имеет изначального превосходства над другим. А поскольку оба они были сотворены по образу и подобию Божью, оба заслуживают величайшего уважения к своей личности.

В следующем стихе говорится, что Бог отдал мужчине и женщине некие распоряжения. "И сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте всю землю, и обладайте ею, и владычествуйте над... всяким животным, пресмыкающимся по земле". То есть право на то, чтобы обладать землей и заполнять ее, было дано равным образом и мужчине, и женщине. Оба они имеют право владычествовать над землей. Мужчина послан на землю не для того, чтобы им правила женщина, но и женщина не сведена к уровню животного, чтобы ею правил мужчина.

Означает ли равенство тождество?

Нет. Создавая Еву, Бог сказал, что она будет "помощником, соответственным ему (Адаму)" (Быт.2:18). Ева была создана из того же "материала", что и Адам. Для размножения и владения землей он не мог обойтись без Евы. В слове "помощник" нет никакого оттенка неполноценности. Ева отличалась от Адама, ее особенности должны были сочетаться со свойствами Адама.

Можно ли считать мужчину и женщину равными, если мы различаем их функции?

Одно время в дебатах по гражданским правам в США некоторые предлагали в качестве решения политику "разделения, но равенства". Имелось в виду создание раздельных общественных служб, работ и образования для расового большинства и меньшинств. Многие расценили это как заговор для превосходства . Политика "разделения, но равенства" служила лишь пропаганде неравенства.

Многие женщины считают свое положение в обществе неравным и особым. Несмотря на все речи мужчин о равенстве, некоторые женщины все равно чувствуют, что к ним относятся, словно к людям второго сорта. И зачастую они оказываются правы. В результате грехопадения у мужчин появилось тяготение к одной из двух крайностей: они либо пассивны и замкнуты, либо излишне агрессивны и доминирующие. В обществе, где доминировали мужчины, распространялась тенденция подавлять женщин, игнорировать их интеллектуальные способности и возможности, не воздавая должного им достоинства.

Итак, как же нам отстаивать библейскую идею о разных ролях и функциях мужчин и женщин? Не создаем ли мы для этого собственную политику "разделения, но равенства"? Нет. Когда дело касается руководства в доме или церкви, обнаруживается большая разница между расовыми проблемами и вопросами неравенства полов. Прежде всего, мы говорим о разнице, созданной Богом, а не навязанной человеком, как это имеет место в расовом вопросе. Как мы уже упоминали выше, Бог создал мужчину и женщину так, чтобы они дополняли друг друга, и Бог установил порядок функций. Это вовсе не означает, что Бог считает женщин менее духовными существами, или что Он относится к ним не так внимательно, или что их роль не так важна для Него, или что они менее ответственны за свои поступки.

Женщина при сотворении была наделена способностью носить и вскармливать детей. Означает ли это, что мужчина ниже нее? Конечно, нет. Мужчина при сотворении был наделен физической силой, способностью исполнять тяжелую работу - и это тоже не означает, что женщина ниже его. Эти рассуждения можно продолжать до бесконечности. Во всяком случае, речь идет не о превосходстве, но о дополняющих одно другое свойствах, которыми Бог наделил мужчину и женщину.

Что говорит Библия о равенстве мужчины и женщины?

Ключевой стих в Библии на эту тему - это послание к Галатам 3:28. Для лучшего понимания контекста приведем стихи 26-29: "Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христе крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужского пола, ни женского; ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники".

Говорит ли апостол Павел о том, что мы не должны проводить никаких различий на основе пола? Нет. Павел говорит о реальности духовного единства верующих во Христе. Когда человек в вере своей становится сыном Божьим, то расовые, социальные, половые различия не имеют никакого значения. Во Христе мы обретаем доступ к Богу. Во Христе мы становимся равными восприемниками милости Божией. Во Христе мы все становимся наследниками обетованного нам спасения.

В обществе того времени, пропитанном предрассудками, слова апостола Павла должны были вызвать настоящий шок. Многие религиозные евреи считали себя духовно выше неевреев. С рабами обращались не как с людьми, созданными по образу Божьему, а как с личной вещью. Женщины тоже считались духовно ниже мужчин. Объявляя, что вера во Христа всех уравнивает, апостол Павел касался очень актуальной проблемы. Для его читателей это была радикальная богодухновенная мысль.

Как мужчина относится к женщинам?

Приведем несколько библейских принципов.

Целомудренно. Павел велел Тимофею обращаться с молодыми женщинами, как с сестрами, "со всякою чистотою" (1Тим.5:2). "Всякая нечистота... пустословие и смехотворство (Еф.5:3-4), половые отношения вне брака запрещены (Евр.13:4).

С пониманием. Мужья, живущие со своими женами, должны проявлять понимание. Хотя, в основном, этот принцип касается брака, он относится вообще к любым отношениям с женщинами, независимо от того, женат мужчина или одинок. Пусть мужчины не жалеют времени и сил на попытки понять мысли, чувства и поступки женщин и пусть они не думают, что женщины во всем сходны с ними.

С достоинством и честью. Апостол Павел учил Тимофея обращаться с пожилой женщиной, как с собственной матерью (1Тим.5:2). Петр велел "мужьям оказывать... честь" женам (1Пет.3:7). И хотя в своей основе это применимо к отношению между мужьями и женами, та же истина подходит к отношениям между мужчинами и женщинами вообще (Рим.12:10). Петр говорил, что женам должна быть оказана честь "как сонаследницам благодатной жизни", равно с мужчинами, вкушающими все духовные богатства жизни во Христе (1Пет.3:7; ср. Еф.1:3,18). Мужья должны почитать своих жен, чтобы им "не было... препятствия в молитвах".

С любовью. Этот принцип самый главный и всеохватывающий. Любовь включает в себя все другие принципы поведения мужчины. Мужья должны любить своих жен так же, как Христос возлюбил Церковь (Еф.5:25-33). Мужчина должен поступать с женщиной так, как ему хотелось бы, чтобы поступали с ним (Мтф.7:12; 22:39).

С пониманием их одаренности. Апостол Павел говорил, что "дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же, и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех" (1Кор.12:4-7). И мужчины, и женщины одарены Святым Духом - никто не обделен. Новый Завет дает множество примеров женщин, которые продемонстрировали эту одаренность в церкви. В послании к Римлянам 16 перечислены женщины, оказавшие заметное влияние на духовную жизнь церкви.

С послушанием. "Как же так, - скажете вы, - разве не мужчине дано быть главой?" Да, это верно, но в Писании также говорится: "Повинуясь друг другу в страхе Божием" (Еф.5:21). Это не противоречит принципу главенства мужа, но означает, что муж должен быть жертвенным - любящим, как возлюбил нас Христос и отдал Свою жизнь за нас. В понимании Христа, руководство - это не диктаторство, но руководство - служение.

Сильный характер

Что необходимо для развития мощных мускулов? Разумеется, упражнения и правильное питание. Как гласит пословица "без труда не вытащишь и рыбку из пруда". Сильный характер тоже не возникает сам собой. Он развивается по мере того, как человек тренирует свою мудрость в следовании воле Божией.

Апостол Павел в послании к верующим в Коринфе сравнивает этот процесс со спортом. Он говорит: "Все подвижники воздерживаются от всего... И поэтому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным" (1Кор.9:25-27). А Тимофею Павел говорил: "... упражняй себя в благочестии" (1Тим.4:7).

Что такое сильный характер?

Мы уже отмечали, что до какой-то степени его можно уравнять с благочестием или духовной зрелостью. Это верно. Но прежде всего нужно дать определение характеру. Д.Л. Муди говорит: "Характер - это то, как вы представляете себя в темноте". И верно. Характер - это то, что вы есть на самом деле, а не внешняя оболочка, которую вы выставляете напоказ. Характер - это то, что руководит вашими поступками и заставляет вас произносить какие-то слова. Характер - это ваша уникальная сущность. сумма ваших индивидуальных свойств.

Характер может быть хорошим или плохим. Сильный характер - это хорошо. Человек, обладающий сильным характером, тот, кто отстаивает все, что считает правильным, тот, у кого хватает духа высказывать и защищать свои убеждения. А это те качества, которых Бог ждет от мужчины.

Что укрепляет характер?

Вера в себя, в основе которой лежит мир с Богом и понимание, что все мы равны во Христе (Рим.5:1; Еф.1,2).
Постоянство (Еф.2:10; Фил.3:16; Тит.2:12-14; Иак.2:14-26).
Упражнение (Фил.2:12; 3:12-14; 1Тим.4:7).
Правильное понимание приоритетов (Мтф.6:33; 1Цар.13:13-14).
Следование правильному примеру (1Кор.11:1; Евр.12:1-3; 13:7; 1Пет.2:21).
Верность заповедям Бога (1Ин.2:5).
Постоянное вкушение Слова Божьего (1Пет.2:2).
Умение полагаться на силу Духа (Гал.5:16-25; Еф.5:18; Фил.4:13).
Правильный выбор - жить по христианской вере, совершать правильные поступки, независимо от обстоятельств (Ин.2:14-26).
Вера и упование на Бога (Пр.3:5-6).
Способность учиться у других (Еф.4:7-16).

Какие черты свойственны сильному характеру?

Подробный перечень черт, которыми должен обладать мужчина, мы найдем в 1 Тимофею 3. Хотя апостол Павел перечисляет эти черты характера, чтобы выделить тех, кто подходит для руководства церковью, здесь описаны качества, которые Бог ищет во всех мужчинах. Прочитав этот перечень, вы увидите, что здесь речь идет именно о чертах характера, а не об умственных способностях, образовании, обучении в семинарии или умении проповедовать. Все мужчины должны стремиться вырабатывать в себе эти качества.

Перечислим коротко те характеристики, которые даны в первом послании к Тимофею 3:1-7, и применим их в более широком смысле к мужчинам.

Непорочность. Бог ждет от мужчин, чтобы они были выше всех упреков, - так можно подытожить все представленные здесь качества. Это значит, что мужчина должен вести жизнь, которая отвечала бы образцу, установленному в Библии.

Верность. Женатый мужчина должен хранить верность жене, выполнять брачные обещания, не увлекаться никакими сексуальными отклонениями. Эти слова "муж одной жены" можно толковать и в более широком смысле, одним словом, мужчина не должен флиртовать с женщинами. Его сердце не должно загораться вожделением (Мтф.5:27-28).

Умеренность. По определению Ж.Гетца, "умеренным является человек, который не теряет ориентиров ни в физическом, ни в психологическом, ни в духовном смысле. Он воздержан и постоянен, мысли его ничем не затуманены". Такой мужчина ведет спокойную и уравновешенную жизнь, не впадая в разрушительные крайности.

Трезвость. Это определение тесно связано с умеренностью. Оно означает, что мужчина разумен в своих делах и мыслях, что он высказывает основательные суждения.

Благочинность. В делах мужчины должны проявляться уважение и достоинство.

Страннолюбие. Греческий термин, эквивалент этому слову, буквально означает: "любовь к чужим". В общем смысле термин этот подразумевает дружелюбие и готовность помочь тем, кто в этом нуждается.

Учительность. В этом качестве заложены два возможных значения. Во-первых, это может означать, что мужчина должен обладать способностью учить других христианской вере. Или это может означать, что мужчина должен просто "уметь учить". Соединив эти два элемента, мы поймем, что этот термин подразумевает умение учить, не проявляя высокомерия.

Трезвый образ жизни. Мужчина в Боге не может предаваться алкоголю (Еф.5:18). В наше время это следует распространить также и на наркотики. Бог не желает, чтобы мы отравляли наше тело и мозг.

Не раздражительность и не драчливость. Греческое слово означает буквально "тот, кто не ударит". Вспышки раздражения не угодны Богу, и это относится как к делам, так и к словам.

Доброта. Мужчина, почитающий Бога, должен быть добр, великодушен, предупредителен и внимателен к другим.

Не сварливость. Мужчина не ищет ссор и не затевает споров.

Отсутствие корыстолюбия и сребролюбия. Приобретение денег и вещей не должно быть главным. Иисус и Павел предупреждали против сребролюбия (Мтф.6:19-21; 1Тим.6:10).

Хорошее управление домом свом. Мужчина - глава дома. На нем отношения с женой и детьми. Он умело руководит жизнью своей семьи.

Содержащий в послушании детей. Отец должен быть уважаемым лидером в доме, он делает все, что может для воспитания и обучения своих детей.

Зрелость в вере. Новообращенный, который становится руководителем до того, как обретет зрелость в вере и ее отправлении, подвергается опасности возгордиться. Это означает, что мужчина не должен принимать на себя ответственность, до которой ему еще далеко. Мужчине следует остерегаться гордыни.

Наличие доброго свидетельства от внешних. Мужчина должен заслужить хорошую репутацию среди не христиан. Он должен хранить постоянство в вере, это хороший признак для неверующих.

Как Иисус проявлял силу характера?

Он проявлял сострадание (Мк.1:40-42).
Он смело говорил правду о грехе и лицемерии (Мтф.23; Ин.8:31-59).
Он ненавидел грех, но показывал любовь к погибающим грешникам (Ин.8:1-11).
Он уделял достаточное время молитве (Мтф.21:12; Мк.14:32-42; Ин.17).
Он не уступал искушению, черпая силу из Слова Божьего (Мтф.4).
Он выступил в защиту Бога (Мтф.21:12; 13).
Он выполнял все Свои обязательства (Ин.12;23-33).
Он смиренно служил другим (Мтф.20:28; Ин.13:1-17; Фил.2:1-11).
Он точно знал Свои приоритеты (Мтф.5-7).
Он умел прощать (Мтф.18:21-35; Лк.23:34).

Как другие мужчины в Библии проявляли силу характера?

Хотя никто не может сравниться с Христом в совершенстве, некоторые герои веры тоже проявляли те черты характера, которые должен развить в себе мужчина. Вот несколько примеров.

Ной был подобен свету маяка во тьме, в период упадка и разгара он поступал как праведник, готовый повиноваться Богу и строил ковчег (Быт.6; Евр.11:7).

Авраам, обладая первородством, избегнул раздора, великодушно предоставил Лоту выбрать себе землю (Быт.13).

Иосиф бежал от искушения плоти, поклоняясь Богу (Быт.39). Когда у него появилась возможность отомстить братьям, он, вместо этого, проявил сострадание, любовь и умение прощать (Быт.42-45).

Моисей предпочел повиноваться Господу, нежели предаваться удовольствиям и наслаждениям (Евр.11:24-25).

Давид, ошибочно осужденный и безжалостно преследуемый Саулом, относился с уважением к царю Саулу (1Цар.24).

Даниил, будучи в изгнании, не отступал от своих правил (Дан.1:8) и не скрывал своей веры (6:10-23).

Вооз был стражем чести и безопасности Руфи, принимая на себя ответственность за нее (Руф.2-4).

Стефан был признан другими верующими человеком "изведанным, исполненным Святого Духа и мудрости" (Деян.6:3,5).

Павел проявил понимание к тем, кто веровал недостаточно (1Кор.9:19-23), в то же время решительно отстаивал свою чистоту (1Кор.9:24-27).

Варнава, верный труженик, ободрял других (Деян.4:36; 11:23-24) и не побоялся взять с собой на Кипр Марка (Деян.15:36-41).

Из одной крайности в другую

Что вы предпочтете: высокую температуру или гипотермию? Ясно, что ни того, ни другого, ибо это вредные крайности. Среди мужчин встречаются крайности такого рода Слишком многие из нас ведут себя не так, как хотел бы Господь.

Ниже перечислены некоторые категории крайностей, которым подвержены мужчины. Какие библейские принципы нарушаются при этом? Используйте эту часть для того, чтобы заново просмотреть главные пункты этой статьи.

Дон-Жуан. Главное для него - сексуальные влечения, которые он не умеет контролировать.

Сверхмужчина. По его мнению, мужественность сводится к мускулам, грубости и владычеству над женщинами.

"Маменькин" сынок. Став взрослым, он так и не сумел оторваться от материнской юбки, и мать все еще управляет его жизнью.

Коллекционер. Его хобби дороже, чем отношения с людьми.

Бесхребетный. Он позволяет своим друзьям, жене, детям и сослуживцам вертеть собой, как заблагорассудится.

Солдафон. Кем бы он ни был: начальником, мужем, деятелем церкви или городским чиновником - он грубо и резко отдает приказания направо и налево.

Спортсмен. Вся его энергия и все мысли направлены на спорт: он либо сам участвует, либо не пропускает ни одного спортивного зрелища.

Мужеложник. С виду он, может, и мужчина, но в мыслях и поступках принадлежит к другому полу.

Трудяга. Работа для него - самое главное, единственный источник его удовлетворения.

Зомби. Мужчина не имеет никаких чувств, эмоций.

Настоящий мужчина, шаг вперед!

Ожидания Бога вполне реалистичны. Он не ищет совершенства, но ожидает от нас готовности дать Ему работать в нашей жизни, согласия признавать ошибки, желание каждодневно стараться стать таким же, как Христос. Настало время стать в ряды мужчин, которые во всем пытаются следовать Его представлениям о мужских отличиях, руководстве-служении, духовном равенстве и сильном характере.

Эти задачи превосходят естественные способности мужчины. К тому же грех сильно опорочил Божий план относительно мужчины. Но совершенный человек, Иисус Христос, может помочь нам. Он явился на землю не только для того чтобы научить нас жить, Он явился, дабы умереть за наши грехи.

Если вы никогда не говорили с Богом, найдите сейчас время для такого разговора. Говорите с Ним просто, своими словами, признавайтесь Ему, как знаете, что далеки от совершенства. Потом посмотрите на Иисуса. Скажите Господу, что вы верите, что Христос умер за вас, приняв на Себя заслуженное вами наказание. Начните новую духовную жизнь. Поблагодарите Его за прощение греха и избавление от смертного приговора, за дар новой жизни. Сделав это, вы осуществили первый шаг к тому, чтобы стать мужем Божьим. Остальное зависит от вашей готовности повиноваться Господу, внимая Слову Его о том, как сделаться таким, каким Он хочет вас видеть.