Новые статьи

О духовном

Группа Barna выпустила новое исследование, в котором рассматриваются изменения посещаемости церкви после того, как в США разразилась пандемия...

О духовном

  Чем может Бог привлечь наше внимание? Что может убедить восставших людей в том, что творение живет не так, как должно, не так, как...

Свидетельства

  Виктор Воронин, Волгоградская область Я хочу рассказать одну историю, краткую историю моей жизни и моего личного знакомства с...

Поразмышляем

  «Следуй за своим сердцем!» — призыв, захвативший миллиарды людей. Это целый символ веры, великий поп-культурный...

Поразмышляем

  Недавно мне на глаза попалась дискуссия, где речь шла о смертной казни для коррупционеров. Это вообще довольно популярная идея....

Свидетельства

Уроженец штата Мэн в Америке поделился историей о том, что в прошлом был транссексуалом. В течение 20-лет он жил, как говорят, в женском...

Пожертвование - Stripe

Служения Церкви

Жан Анри Дюнан: Блудный лауреат

Общество Красного Креста появилось после попыток Дюнана спасти свой бизнес.

Жан Анри Дюнан был уже в преклонном возрасте, когда мир снова вспомнил о нем. Отвергнутый всеми и забытый друзьями милый почтенный старец доживал свои дни в приюте для престарелых. Неожиданно благодаря одному швейцарскому журналисту история Дюнана стала новостью номер один во всем мире. Дело закончилось тем, что Дюнан стал первым лауреатом Нобелевской премии мира. Это было в 1901 году. Сегодня дело Дюнана продолжает жить, но мало кто знает, что этот необычный человек был инициатором создания не только Красного Креста…

Красный Алмаз

Сегодня Дело Жана Анри Дюнана живет и обзаводится новыми эмблемами. Недавно мир облетела весть, что в конце 2005 года в Швейцарии представителями 192 стран был подписан документ, который вводит в официальное обращение третий официальный символ Международного Комитета Красного Креста и Красного Полумесяца - Красный Кристалл. Теперь, работая в христианских странах, Комитет будет использовать Крест, в мусульманских - Полумесяц, в Израиле - Алмаз. И не чьи религиозные чувства не будут задеты.

К слову сказать, красный крест, который как символ существует уже более полутора столетия, не имел никакого отношения к христианскому кресту. Но определенные предпосылки считать его христианским были. Дело в том, что в качестве символа новой организации был выбран швейцарский флаг, на котором просто поменяли цвета. Но крест на швейцарском флаге появился именно как символ воинов-христиан Средневековья. Поэтому для того, чтобы к международной благотворительной организации могли присоединиться мусульманские страны, в свое время пришлось ввести второй знак - Красный Полумесяц. Теперь специально для Израиля принята еще одна эмблема - Красный Кристалл.

Мечты Дюнана-бизнесмена

Жан Анри Дюнан - с одной стороны большой неудачник, с другой пользовался большим признанием в новейшей истории. Ему доводилось обедать за королевскими столами, и питаться объедками с бродягами. Дюнан - один из самых своекорыстных людей, и в то же время он больше, чем какой-нибудь другой влиятельный человек, проявил жалости и сострадания к своим современникам.

Однажды руководство банка, в котором работал Дюнан, заметив его организаторские и дипломатические способности, повысило его в должности, назначив своим представителем в Северной Африке. Так он оказался в стране с богатыми перспективами, где стразу же поставил своей главной задачей построить и развивать шахты, заводы, домовладения и фермерские хозяйства на участке в 20 тысяч гектар.

В разрез со своим служебным положением, Дюнан решил заняться собственным бизнесом и с риском для себя стал покупать землю и продавать ее с наценкой. Затем он пошел дальше и получил от правительства право на аренду более 400 га земли с перспективой постройки плантаций, шахт и заводов. Это стоило ему потери должности главного управляющего Женевской банковской компании, после чего он с головой окунулся в поиски счастья как частный делец в Алжире.

Благодаря своим связям, он смог получить многие тысячи франков инвестиций для своих Алжирских поместий, за которые должен был выплачивать 10 процентов годового дохода. Он в спешном порядке построил суперновые мельницы, дома, насадил плантации, надеясь, что скоро получит и разрешение на постройку водопровода, который для его бизнеса нужен был как воздух. Однако французские власти в Алжире не торопились дать ему право на пользование водой. Без воды он никак не мог пустить в дело свои поселения, а проценты инвесторам все равно надо было выплачивать.

Через год разочарований и проволочек Дюнан был доведен до отчаянья. Он испытал практически все средства, чтобы обеспечить водоснабжение, и теперь ему оставался единственный путь: подать прошение императору Франции Наполеону III.

Три дня, изменившие все

В это время Наполеон командовал своими войсками в Италии в войне против Австрии. Ожидать, пока император возвратится домой, для Дюнана означало банкротство, и он отправился прямо на фронт. Он рассчитывал сначала завоевать благорасположение императора преподнесением подарка - написанной им самим книги об императоре, изобилующей лестью в адрес Наполеона по поводу его заслуг и планов в международном масштабе. Затем он воспользовался бы случаем объяснить, как его алжирские поселения пришли в упадок из-за проволочек местных властей.

В это время войска готовились к большой битве возле Сольферио. Наполеон приготовил к бою 150 тысяч солдат и 400 пушек, а его противник австрийский император Франц Йозеф - 170 тысяч солдат и 500 пушек. В общей сложности, более 300000 человек были выставлены друг против друга.

Дюнан прибыл на передний край битвы на рассвете 24 июня 1859 года. Как раз австрийская пехота начала наступление на передовую линию французов. Затрубили трубы, забили барабаны, началась битва.

Сначала для Дюнана все это казалось похожим на игру: белые дымки выстрелов, трескотня мушкетов и тысячи разноцветных мундиров. Но неожиданно эта игра превратилась в жесточайшее кровопролитие. Солдаты кинулись врукопашную и начали колоть, кричать, резать и убивать друг друга. Люди падали сотнями. Когда пехота выдохлась, в бой выступила кавалерия, проносясь над распластанными, корчащимися телами, а за кавалерией последовала артиллерия на конных упряжках, которая давила и добивала бесчисленное множество раненных. Дюнан пережил сильнейший шок.

Когда на следующий день поднялось солнце, оно осветило самые жуткие картины, какие только можно себе представить. Тела людей и лошадей покрывали поле битвы; трупы валялись на дорогах, в окопах, в оврагах, зарослях и на открытых местах. Подступы Сольферино были буквально устланы мертвецами. Понадобилось три дня и три ночи, чтобы похоронить трупы, валявшиеся на поле битвы.

Раненые, которых было, по меньшей мере, сорок тысяч, лежали в грязных кровавых лужах. Дюнан отправился в близлежащий Кастильон в поисках штаб-квартиры Наполеона. Но вместо этого он нашел сотни тяжело раненных солдат обеих армий, в огромном количестве лежавших в церквях и на тротуарах. Не хватало врачей, которые могли бы оказывать им помощь.

Дюнан не смог просто так покинуть этот ад. В течение трех дней и ночей он занимался организацией и руководством медицинской помощью пострадавших в битве. Здесь он стал известен под именем "человек в белом", которого чтили чуть ли не как ангела. Имея помощниками всего несколько крестьян, он кормил людей и перевязывал их раны, пока, наконец, не прибыли несколько врачей для организации полевого госпиталя. Эти три дня он запомнил на всю жизнь.

Торжество Милосердия

На четвертый день Дюнан снова отправился искать императора, надеясь спасти свой бизнес. Поиски оказались бесплодными. Но во время их Дюнана не покидали мысли о пережитом. Даже страх о судьбе бизнеса не мог вытеснить эти мысли. Тогда он взялся за перо и начал изливать свои воспоминания на бумагу. Из них получилась книга, которая потрясла мир и заставила задуматься даже глав государств. В этой книге под названием "Воспоминание о Сольферино" он подробно описал ужасы битвы вместе с ее последствиями и обратился с призывом к благотворительным организациям, которые могли бы содействовать в оказании помощи раненным, оставаясь при этом нейтральными по отношению к конфликтующим сторонам. Его поддержала группа влиятельных людей из Женевы, которые образовывали "Комитет пяти" для воплощения идеи в жизнь.

Они предложили главам правительство прислать представителей на конференцию. Дюнан посетил нескольких глав европейких государств, а затем председательствовал на первой международной конференции в Женеве по организации Красного Креста, где была составлена Женевская конвенция.

Вскоре новой организации предстояло выдержать первое серьезное испытание на прочность. Пруссия развязала жестокую и ненужную войну против Австрии, в которой столкнулись две армии численностью в четверть миллиона человек каждая. Во время этого кровопролития воюющие армии впервые выполнили условия Женевской конвенции. Прусские бригады Красного Креста смогли безопасно унести всех своих раненых с поля битвы. У австрийцев не было отделения Красного Креста, и в результате их раненые лежали на открытом поле двое суток под проливным дождем, пока их не подобрали прусские спасатели. Это было торжеством Красного Креста и обвинением тем правительствам, которые не захотели организовать оказание помощи для своих раненых.

Дюнан-неудачник

В то время, как дело Красного Креста начало преуспевать, бизнес Дюнана стал разваливаться.

Встретиться с Наполеоном III ему все же удалось. Это случилось, когда император нанес официальный визит в Алжир. Наполеон пообещал помочь Дюнану, однако не сделал абсолютно ничего.

Империя бизнеса Дюнана оказалась на грани разрушения, и он был разорен. Банк потребовал от него погашения самого крупного превышенного кредита, остальные инвесторы стали требовать возвращения своих денег. Дюнан потерял все свое имущество, плантации, мельницы, дубовые рощи, свинцовые и золотые рудники, и состояние своей семьи.

Дюнан-христианин

Еще в 17 лет Дюнан начал искать для себя ответ на вопросы: как можно познать Бога? В чем смысл жизни? Что значит быть христианином? В 18 лет Дюнан уверовал в Бога и сразу же начал посещать заключенных в тюрьмах, рассказывая им о том, как он нашел Бога.

Для друзей-студентов он организовал еженедельные прогулки по горам, где главной темой разговора были вера и Бог. В скором времени в таких прогулках стали участвовать более сотни молодых людей. После каждой прогулки Дюнан приглашал всех к себе домой, где происходили специальные собрания, которые потом были преобразованы в первый швейцарский Христианский союз молодежи (ИМКА). Такие союзы впоследствии стали появляться и в других частях Европы. Дюнан, работавший в то время разъездным банковским администратором, смог наладить контакты и установить взаимосвязь со всеми этими ответвлениями ИМКА.

Организовывая многочисленные молодежные собрания, он был настолько полон энергии, что один из его сотрудников писал: "Моя задача была не из легких. Я должен был сдерживать Дюнана - у него было удивительное усердие и энергия".

Впоследствии Дюнан охладел к вере, т.к. постепенно им полностью завладело амбициозное желание успеха и богатства. Воспоминания юности ушли на задний план, и он посвятил все силы ума на созидание своего дела.

После разорения в Алжире, у него осталось совсем немного возможностей проявить блеск. Некоторое время он имел небольшой доход, позволявший ему оставаться респектабельным человеком. Как-то однажды он приехал в Англию в поисках новой карьеры, но все двери оказались для него закрытыми, и он был рад предложению работать по продаже новоизобретенных органов, приводимых в действие газом.

Вернувшись в Париж в возрасте пятидесяти трех лет, он был вынужден пополнить ряды нищих. Дюнан проводил долгие, тоскливые дни, бродя по холодным улицам, преследуемый воспоминаниями прошлого. И тогда, отвергнутый миром и забытый всеми, Он снова обратил свои надежды к Богу, как блудный сын из евангельской притчи.

Позже мир снова вспомнил о нем. Дело закончилось тем, что Дюнан стал первым лауреатом Нобелевской премии мира. Возвращение из забвения и Нобелевская премия, конечно же, значили для него многое, но все это было ничто в сравнении с тем, что он снова обрел Христа.